ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Миллионы российских автовладельцев вздохнули с облегчением. Вступило в силу постановление правительства о годовом моратории на ТО легковых авто с разрешённой массой до 3,5 тонн. Что же сулит это нововведение рядовому автолюбителю в перспективе?

В субботу, 4 июня 2011 г., в РФ вступили в законную силу изменения правил технического осмотра транспортных средств. Данная процедура, ставшая для поколений россиян-автолюбителей символом и синонимом чиновничьей коррупции и бюрократического произвола, хотя и не отменяется вовсе, но значительно упрощается.

Прежде всего, постановлением правительства на 12 месяцев переносится техосмотр тех автомобилей, которые должны были пройти его в 2011 году. Это касается легковых и грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов, а также мототранспортных средств. При этом новые авто будут проходить техосмотр без диагностики. Инспектор лишь будет иметь право проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. "Однако данные изменения не распространяются на легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей с числом мест для сидения более 8, кроме места водителя, транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также машины со спецсигналами и учебные автомобили", - разъяснил в СМИ детали моратория замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин. Чиновник также отметил, что ДОБДД заранее направил в региональные подразделения ГИБДД разъяснения новых правил. "Руководителям региональных подразделений ГИБДД поручено должным образом организовать проведение техосмотра при первичной регистрации новых транспортных средств, пересмотрев при необходимости расстановку личного состава. Что касается водителей, выезжающих за рубеж, то им при необходимости выдадут дубликаты талонов о прохождении техосмотра, в которых будет указан срок представления транспортных средств на ГТО в соответствующем месяце 2012 года", - пояснил г-н Кузин.     

Последнее обстоятельство является весьма существенным для тех россиян, кто отправится за рубеж на своём авто. Правда в Европе, например, они с удивлением узнают, что полиция не имеет отношения к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией, где процедура техосмотра занимает примерно полчаса и стоит около 70 евро. А испанские автодилеры даже предлагают своим клиентам такую опцию, как "контроль в ночное время": хозяин оставляет дилеру своё авто и ключи на ночь, и к 7 часам утра следующего дня прошедшая техосмотр машина подаётся к подъезду хозяина. Австралийские власти требуют проведение техосмотра лишь при постановке на учёт или смене владельца. В 13 штатах США полностью отсутствует необходимость прохождения техосмотра, а в остальных власти весьма лояльны в данном отношении. В первую очередь, власти штатов интересует уровень СО в выхлопах двигателя. Само ТО проводят не полицейские, а гражданские фирмы: ежегодно, либо раз в два года. На постсоветском пространстве процедура гостехосмотра упразднена на Украине и в Грузии. В Европе лишь в Турции сохранилась система, похожая на российскую, в рамках которой объединяются функции контроля и организации движения и периодической проверки технического состояния автотранспорта.

Впрочем, Россия, кажется, делает осторожные шаги в том же направлении, что и остальные европейские государства и Северная Америка. А российские полицейские впервые, начиная с позапрошлого века, перестанут исполнять несвойственные им функции экспертов в области транспортных средств.

Ведь система, заложенная ещё в 1869 г. введением Санкт-Петербургским обер-полицмейстером правил для извозчиков и правил для содержателей общественных карет (ежегодный осмотр конных экипажей, выдача свидетельств на их использование, требования к процессу движения и стоянке и пр.), и продолженная постановлением №7453 министерства путей сообщения России от 11 сентября 1986 г. "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущих экипажах" (введение обязательного ТО), превратилась в начале 21 столетия в громоздкую бюрократическую коррумпированную проформу, ввязываться в которую "по-честному" решались в последние годы, по разным оценкам, 30-40% автовладельцев. Остальные просто предпочитали платить взятки, средний размер которых составлял в крупных российских городах 2,5-3 тыс. руб.

Что же ожидает российских автолюбителей после моратория? Уже в июне Госдума примет закон о техосмотре, согласно которому ГИБДД будет избавлена от функции его проведения к 2014 году. Физические лица, согласно уже разработанному законопроекту, будут избавлены от штрафа за отсутствие талона ТО, однако без него будет невозможно заключить договор об ОСАГО. Инструментальный контроль будут проводить техцентры, дилеры или автосервисы, прошедшие аккредитацию у автостраховщиков. Его стоимость, считают в Думе, не превысит 3 тыс. руб. При этом от прохождения ТО будут освобождены владельцы новых машин (не старше 3 лет), подержанные авто (возраст от 3 до 7 лет) будут проверяться раз в два года, а старые машины (старше 7 лет) будут проверяться ежегодно. Правда, не только исключительно в регионе регистрации машины, а в любом техцентре страны. Количество же последних должно увеличиться с 3 тыс. до 10 тыс., считают депутаты.

Неправительственные эксперты, не связанные со страховыми компаниями-лоббистами закона, весьма сдержаны в оценках, особенно в отношении цены ТО после реформ. Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил СМИ: "То, что цены вырастут - это точно. И даже, если будут введены верхние пределы стоимости процедуры в каждом регионе, это делу не поможет. Частники всегда придумают, как обойти планку. Например, будут навязывать дополнительные услуги в виде консультации, мойки или заезда на стоянку". А экс-глава ГИБДД, сенатор Владимир Фёдоров считает, что автолюбителям нужно будет применять все свои знания и опыт, чтобы избежать "раскрутки на деньги": "В СССР проводили такой эксперимент, когда в течение двух лет автосервисы допустили к проверке технического состояния автомобилей. Тогда граждан разводили на деньги, заставляя ремонтироваться".

Ну что же, уже весьма недалёкое будущее покажет, во что выльется рядовому россиянину реформирование системы ТО: в реальное избавление от проблем или в их очередную модификацию. Думается, что принятие нового закона о ТО является именно тем делом, где законодателям сначала нужно семь раз отмерить, прежде чем резать. А пока, всем автолюбителям, избавленным от мороки с талоном ТО хотя бы на год, хочется пожелать традиционное: ни гвоздя, ни жезла!      

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Бензиновая лихорадка продолжается

Медведев выпил фронтовые 100 гр и обещал принять решение по техосмотру

Тарифы ОСАГО могут вырасти на 50%

Мэр Москвы поручил минимизировать проекты по строительству магистралей