ОРЕАНДА-НОВОСТИ.   С 18 декабря 2011 года по 4 марта 2012 года в Гридчинхолле будет представлен новый проект Никиты Алексеева, получивший название "Бумажные часовни".

Новый проект Никиты Алексеева развивает и конденсирует эффект особой атмосферы, рождающейся вокруг работ на бумаге: текстов, графических серий, инсталляций, которые разделены здесь на 20 отдельных зон - "часовен". Сам художник приписывает происхождение этой лёгкой и ненавязчивой эстетики архитектурному стилю Гридчинхолла, в котором читаются конструктивистская любовь к простым ахроматическим материалам, большим окнам и пуристскому интерьеру. В продолжение архитектурной стилистики выставочного пространства Алексеев обустраивает вдоль стен 20 тематических ниш, например: "Часовня фотосинтеза", "Часовня красных крестов", "Часовня чебуреков", "Часовня ненужных денег" или "Часовня зимнего листопада". В отличие от реальной практики обустройства и функционирования часовни - небольшой церковной постройки без алтаря, без постоянного штата служителей, с приглашенными священниками, - в часовнях Никиты Алексеева не подразумевается никакой, даже эпизодической литургической активности. Это капеллы музейного типа, какие существуют в огромных католических соборах, работающих как музеи. Все посвящения здесь уже задуманы, дарения осуществлены, службы отзвучали, и на долю нынешних служителей остаётся лишь замена цветов и восполнение листочков экспликаций, растаскиваемых туристами.

Что же стоит за посвящениями этих часовен? Предоставив зрителю окончательное право ответа на этот вопрос (на двадцать версий ответа), отметим лишь, что в этом проекте автор остаётся верным себе, он продолжает вести сложную интеллектуальную игру со знаками, образами, ассоциациями и аффектами - с последними, пожалуй, в большей степени, чем в других своих работах. "… Знаки суть тени, играющие на поверхности тел", писал Жиль Делез в "Критике и клинике". Никита Алексеев это и воплощает. Каждая часовня обозначает это пространство аффекта, где акцентируется текучесть знака, его амбивалентность - условный характер и в то же время парадоксальная живость. Всё, якобы имеющее здесь "метафизический" статус, на самом деле является результатом связи, воздействия, взаимовлияния, как снег и ветер влияют на листок бумаги, чья дрожь передаётся изображённому растению.

Страстный путешественник и коллекционер путевых озарений, художник предлагает сейчас новое приключение. Такие произведения-авантюры Алексеев показывает уже с давних пор, если вспомнить его ранние альбомы и свитки "Путешествие Родины" и "Приключения черного квадрата". Теперь же перед нами разворачивается пространственно-временная сюита, маршрут которой выстраивается художником по аналогии с нишами и складками собственной памяти.

Никита АЛЕКСЕЕВ известен как живописью и перформансами, так и работами в литературном жанре. Последний составляет в его творчестве совершенно независимый и отдельный компонент: практически все его проекты сопровождает авторский комментарий, иногда в виде экспликаций к выставке, а иногда как часть самого произведения. Узнаваемую поэтику художника составляет именно эта слитность образа и литературного описания, которая отсылает к феномену литературных дневников, например, Александра Пушкина, или путевых заметок, к примеру, Карла Линнея. Единое графическое начало, свободно перетекающее "от слов к делу", то есть от буквы к изображению, способствует созданию атмосферы, бликующей по настроению и открытой для свободных зрительских интерпретаций.