ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 29 марта 2012 года в 12 в 20 часов в рамках Великопостных концертов в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится авторский концерт крупнейшего композитора современности - Софии Губайдулиной.

В рамках Третьего Великопостного концертного сезона в БЗФ 29 марта, в Пятую Седмицу Великого Поста прозвучат сочинения крупнейшего композитора современности Софии Губайдулиной.

В программе:
- "Две тропы (посвящение Марии и Марфе)" для двух альтов и оркестра
- "Всадник на белом коне" для оркестра
- "Аллилуйя" для хора, ор­кестра, органа, солиста-дисканта и световых проекторов. Исполнители: Эстонский национальный симфонический оркестр и Хор Михайловского театра. Дирижёр - Андрес Мустонен .


София Асгатовна ГУБАЙДУЛИНА - один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины ХХ века. По мнению многих, это самый выдающийся композитор современности среди женщин. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду со Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входит в так называемую "троицу" московских композиторов авангардного направления. В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. В 1963 г. окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: "Я вам желаю идти вашим "неправильным" путём".

В 1969-1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А.Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente - non vivente (Живое-неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая "Маугли" (мультфильм, 1971) и "Чучело" (реж. Р. Быков, 1983). С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля "Астрея" вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую "хренниковскую семёрку" - "чёрный список" 7 отечественных композиторов. В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. Тогда же, в 1991 году, она заключает брак с Петром Мещаниновым, пианистом и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на интерес композитора к числовым расчетам в процессе её сочинения. В 1992 году они поселились в Германии, в Аппене под Гамбургом, сохранив российское гражданство.

Эстонский национальный симфонический оркестр ведёт свою историю от первой концертной трансляции по Таллиннскому радио, которая состоялась 18 декабря 1926 года. Состав музыкального коллектива при Таллиннском радио быстро рос и вскоре достиг 39 музыкантов. Среди приглашённых дирижёров, выступавших с оркестром, были Николай Малько, Валерьян Бердяев, Исай Добровейн, Герман Абендрот, Альберт Коутс; концертами из своих произведений дирижировали Александр Глазунов и Игорь Стравинский. В 1939 году оркестр получил первого главного дирижёра - им стал талантливый молодой эстонский музыкант Олав Роотс; с его именем связана, в частности, данная в том же году эстонская премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Тесное содружество связывало с оркестром ведущего эстонского композитора Эдуарда Тубина: четыре его симфонии были впервые исполнены оркестром под управлением Роотса.

Оркестр Таллиннского радио продолжал выступать в Эстонии в годы Второй мировой войны. В то же время в Ярославле в 1942 году был создан небольшой оркестр из мобилизованных в Советскую армию эстонских музыкантов, возглавленный молодым Романом Матсовом. В 1944 году ярославский коллектив вернулся в Эстонию и соединился с теми музыкантами таллиннского коллектива, которые не покинули Эстонию. С середины 1950-х годов оркестр усилиями дирижёра Матсова был одним из немногих в Советском Союзе коллективов, исполнявшим произведения таких современных композиторов, как Игорь Стравинский, Арнольд Шёнберг, Антон Веберн и Карл Орф. Постоянно обращался оркестр к музыке Дмитрия Шостаковича и к творчеству ведущих эстонских композиторов.

Установление независимости Эстонии в 1991 году повлекло за собой массовый отъезд оркестрантов в Европу и США в поисках лучшей карьеры, и начало 1990-х годов. стало наиболее трудным периодом в истории оркестра, однако стараниями нового руководителя Арво Вольмера кризис был преодолён. С 2001 года коллектив возглавляет российский дирижёр Николай Алексеев. В 2004 году запись кантат Яна Сибелиуса, осуществлённая под управлением Пааво Ярви, получила премию Grammy.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.