ОРЕАНДА-НОВОСТИ. По итогам 2011 года Китайская Народная республика стала крупнейшим в мире рынком продуктов питания. Ранее лидирующая позиция принадлежала США. Подсчётами занимались специалисты британской аналитической организации IGD. По их данным, в Китае в прошлом году в супермаркетах потратили 970 млрд долларов. В США эта цифра несколько скромнее - 913,5 млрд. Эксперты отмечают, что став лидером продуктового ритейла, Китай ещё раз подчеркнул свою усиливающуюся экономическую мощь на мировой арене.

Устойчивый экономический рост, наблюдавшийся в стране в последние годы, позволяет китайцам тратить больше денег на продукты. При относительно небольшой разнице в ёмкости рынка, страны сильно различаются по численности населения: в Китае живут в 4 раза больше людей по сравнению с США. Следовательно, американцы едят очень много, раз заняли вторую строчку в списке лидеров продуктового ритейла. Это, действительно так, но дело не только в этом: многие продукты питания в Китае существенно дешевле. К слову, Россия в этом рейтинге расположилась на шестой позиции.

Сотрудники IGD считают, что разница в расходах на продукты питания между Китаем и США будет постепенно увеличиваться. По их прогнозу, к 2015 году объём продовольственного рынка Китая составит 1,47 трлн долларов, то есть вырастет на 500 млрд долларов. В то же время, в США рост не превысит 100 млрд и объём рынка установится на отметке 1,08 трлн долларов.

Эксперты полагают, что такая тенденция даёт новые возможности для китайских и международных ритейлеров. Однако есть и отрицательная сторона: эта же тенденция может стать причиной роста цен на продукты питания.

Перенасыщение ритейлом, характерное для некоторых стран Европы и Северной Америки, а также Японии, заставляет компании сектора обращать внимание на развивающиеся рынки. На страны, где уровень дохода населения стабильно растёт, а значит, растёт и спрос на товары. Лидером международный ритейлеров в настоящее время является американская компания Wal-Mart, за ней следует французскя Carrefour Group и ещё одна амеркианская Tesco.

Исполнительный директор IGD Джоанна Денни-Финч отмечает, что потребительский рост в Китае просто феноменальный. И у крупнейших в мире ритейлеров есть большие возможности в этой стране. "Причём возможности для них остаются даже за пределами крупных городов. Кстати, к 2025 году в стране будет свыше 200 городов с населением более миллиона человек", - говорит она.

Известная розничная сеть Tesco пришла в Китай в 2004 году и спустя восемь лет открыла здесь более ста магазинов. По прогнозам аналитиков из IGD, в последующие четыре года в Китае будет открыто более 2700 магазинов, принадлежащих международным розничным сетям.

Исполнительный директор IGD отметила, что китайские власти стараются, чтобы доходы населения, а также потребление продуктов росли. То есть всё больше жителей страны могут позволить себе продукты класса "премиум".

С британским аналитиком согласен эксперт ИФК "Солид" Никита Рязанов. Он подчёркивает, что по мере роста дохода китайцев спрос на дорогие, в том числе и импортные, продукты питания будет расти. Это позволит Китаю перетянуть ещё более значительную часть импорта продуктов на себя.

Но и есть в Китае и свои проблемы. В первую очередь, для бизнеса, поскольку открытие новых магазинов в Китае - процесс длительный и сложный. Что, в свою очередь, отмечает Никита Рязанов, усиливает повышательное давление на энергию и цены на сырьевые товары.

Рейтинг стран - крупнейших в мире рынков по объёму потребления продуктов питания (суммы трат указаны в фунтах стерлингов):

1. Китай - 607 млрд;
2. США - 572 млрд;
3. Япония - 254 млрд;
4. Индия - 244 млрд;
5. Бразилия - 212 млрд;
6. Россия - 198 млрд;
7. Франция - 187 млрд;
8. Германия - 144 млрд;
9. Великобритания - 143 млрд;
10.  Италия - 113 млрд;
11.  Индонезия - 100 млрд;
12.  Испания - 84 млрд;
13.  Мексика - 74 млрд;
14.  Канада - 69 млрд
15.  Австралия - 63 млрд.

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Госмонополия на продажу алкоголя: за и против

Огни столицы: в Москве горели башня и рынок

Полёт за 40 секунд: под Тюменью разбился ATR-72

Суровый российский футбол: в Москве побоища фанатов