ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Бесконечные очереди, невнимательные, зачастую некомпетентные специалисты, навязчивая реклама всё более дорогих средств - такие впечатления нередко остаются у рядовых россиян от посещения районных поликлиник. Возможно ли, каким-то образом изменить данную ситуацию?

На прошлой неделе мне пришлось проходить медкомиссию. О том, чтобы сделать это в своей районной поликлинике, расположенной рядом с моим домом, даже мысли не возникло. Старое небольшое двухэтажное здание довоенной, по всей видимости, постройки с трудом справлялось с наплывом пациентов уже в позднесоветскую эпоху, когда я принёс туда свою карточку из детской районной поликлиники. С той поры близлежащие микрорайоны разительно изменились. В течение минувшего десятилетия многие бревенчатые двухэтажные постройки 30-х годов прошлого века были снесены, а на их месте появились новые современные многоэтажки. Но медицинское обслуживание резко увеличившегося населения продолжала и продолжает вести всё та же старая поликлиника, реалиями которой являются бесконечные очереди ко всем без исключения специалистам, замотанные врачи и рекламные проспекты всё новых и всё более дорогих лекарственных средств. Каких-либо планов на строительство новой или расширение имеющейся поликлиники нет. У губернских властей всё время находятся иные приоритеты. В последние годы это было строительство всё новых ФОКов – физкультурно-оздоровительных комплексов. Ну, а после того, как 29 сентября Нижний Новгород вошёл в окончательный список городов, которые примут чемпионат мира по футболу в 2018 г., то надежды угасли совсем.

Недалеко от моей работы расположился комплекс зданий клинической больницы и поликлиники Федерального медико-биологического агентства России. Достаточно новое просторное здание, вежливый персонал, рядом с кассой вывешен обширный список платных медицинских услуг. В общем, бывшая (в советское время) медсанчасть крупного промышленного предприятия, производит приятное впечатление. Однако и здесь не обошлось без накладок. В объявленное время приёма просто не пришёл на работу один из узких специалистов. Обратившись через полчаса ожидания в регистратуру, собравшиеся пациенты узнали, что врача не будет по неизвестной причине, а прийти стоит на следующий день, когда, может быть, медик появится на работе. Заключительный поход к терапевту опять напомнил бесплатную районную поликлинику – огромная, из нескольких десятков человек, очередь, что-то быстро строчащая в карточку врач, минимум времени, на пациента. Как выяснилось из разговоров в очереди: и то, и другое, является, в общем-то, достаточно обычным делом.

Сталкиваясь с тем, что финансируемая, в том числе и на налоги граждан, бесплатная медицинская помощь в последние годы стала, по сути, фикцией, а платность медуслуг не гарантирует их высокого качества, нельзя не задаться вопросами: почему это происходит, и что нужно сделать для исправления этого явно ненормального положения вещей?

Отрадно, что руководители российского государства также обратили на прошлой неделе внимание на проблемы отечественного здравоохранения, малая часть которых была описана выше. В минувшую пятницу, 5 октября, премьер-министр Медведев подписал постановление "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", согласно которым с 1 января 2013 г. россияне будут платить за "непредусмотренные стандартами медпомощи" медицинские изделия и дополнительный комфорт. Знакомство с этими и другими положениями документа позволяет сделать вывод о том, что именно в масштабной коммерциализации медуслуг чиновники видят основное средство решения проблем отечественной медицины. Из правил следует, что платным становится всё, что не входит в программы ОМС, например, анонимное оказание медуслуг, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении, применение лекарств, не входящих в список жизненно необходимых и важнейших и пр. При этом чиновники обещают, что первичная медико-санитарная и скорая помощь будут продолжать оказываться бесплатно.

Однако независимые эксперты скептически относятся к этим утверждениям. Глава Лиги защиты пациентов Александр Саверский так прокомментировал постановление Медведева: "Медикам не только дают право лечить людей за деньги, ни и вынуждают это делать, создавая им проблемы с финансированием". По мнению руководителя Института проблем управления здравоохранением Гузель Улумбековой, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6-7% ВВП, говорить о доступности бесплатной медпомощи бессмысленно. Проводящиеся же реформы лишь ведут к "ускоренной деградации здравоохранения". "Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на которую даже не установлены минимальные расходы, мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств. Малодоступной окажется и высокотехнологическая помощь, объёмы которой в России в 7-10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря", - считает эксперт.

К сожалению, вероятность реализации прогнозов Улумбековой чрезвычайно высока. Ведь, согласно уже обнародованному проекту госбюджета РФ на 2013-2015 годы, который начнёт обсуждаться Госдумой в первом чтении 19 октября, расходы по социальным статьям урезаются. На образование в федеральном бюджете выделяются 3,4% вместо имеющихся 5,1%, а на здравоохранение - 3,2% вместо 4,6%. Эту антисоциальную направленность российского федерального бюджета министр финансов г-н Силуанов поспешил объяснить тем, что часть обязательств по медицине возьмёт на себя не федеральный центр, а система обязательного медицинского страхования – ФОМС, а по образованию – региональные бюджеты. При этом на нужды силовиков чиновники собираются тратить к 2015 году не менее 5,8% ВВП. Неправительственные эксперты считают, что это почти в два раза превышает принятые в международной практике расходы на оборону в невоюющей стране.

Ещё одним следствием заявленного реформирования здравоохранения станет, по мнению президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексея Старченко, введение в стране "кастового здравоохранения", поскольку платным становится самостоятельное, т.е. без направления участкового терапевта или педиатра, обращение к врачам-специалистам. "С трудом, после скандалов, может быть, и удастся выбить направление в ЦРБ или областную больницу. Но никогда нам не получить у лечащего врача направления в ведомственную медицину – управлений делами всякого уровня президентов, премьеров, мэров и т.д., в сеть РАМН или Минздрава России. Участковый врач не может выдавать направление в ведомственные клиники в силу своей подчинённости". Между тем, только верхушка параллельной системы здравоохранения для чиновников и членов их семей (в ведении УДП) впечатляет: 8 поликлиник, 6 больниц, 11 санаториев, аптека, учебно-научный центр, медицинский колледж для подготовки младшего медперсонала и пр.

Как же будут развиваться события в отечественном здравоохранении: в соответствии со сценарием чиновников или по прогнозам независимых экспертов? Мы все почувствуем это уже очень скоро, всего лишь через три месяца.

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Бюджет-2013: жёсткий и неоднозначный

Бюджет-2013: предвыборные обещания правительства и реальность

Пенсионная реформа: копить на старость станет сложнее