ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Строительство новых станций метро и завышение на сотни процентов строительных смет, пуск новых составов и оформление на себя сомнительных патентов, награждение высокими госнаградами и фигурирование в уголовных делах Генпрокуратуры -  всё это факты биографии Дмитрия Гаева. Можно ли уже дать оценку деятельности этой, безусловно, неординарной личности?

Вчера, 28 октября 2012 г., ведущей новостью в отечественных СМИ стало сообщение о смерти бывшего многолетнего (1995-2011 гг.) руководителя Московского метрополитена Дмитрия Гаева. В возрасте 61 года он скончался после тяжёлой и продолжительной болезни в одной из клиник Швейцарии.

Известие о смерти Дмитрия Гаева вызвало целый поток комментариев и высказываний в СМИ, Интернет-блогах и на форумах. Многих наших сограждан задело сообщение о том, что Гаев проходил лечение в Швейцарии. Вернее то обстоятельство, что это весьма и весьма дорогое лечение смог позволить себе не частный предприниматель, бизнесмен, олигарх, а бывший глава государственного предприятия, которое, как известно, никогда не было в передовиках в отношении зарплат, социальных и иных льгот своим наёмным сотрудникам, включая начальника. Разумеется, деньги в семье экс-главы подземки могли быть и от занятия бизнесом его детей. Как писали СМИ, его сын - Владимир Гаев в 2006 г.стал генеральным директором компании "СИТРОНИКС Смарт Технологии", в которой членом совета директоров был его отец. Эта компания занимается, среди прочего, выпуском смарт-карт для безналичной оплаты поездок в общественном транспорте. По оценкам экспертов, только в 2010 г. и только от продажи проездных билетов для метрополитена, прибыль ССТ составляла около 10 млн долларов США в месяц. Неплохую прибыль должна была приносить и созданная в апреле 2009 г. компания "Анника групп", получившая единственную в столице лицензию на производство и продажу сувенирной продукции с символикой Московского метрополитена. Журналисты писали, что эта компания, принадлежащая дочери Гаева Анастасии, распространяла свою сувенирную продукцию (производства КНР) через сеть киосков ООО "Метропресс", 60% акций которого принадлежит ГУП "Московский метрополитен".

Однако большинство комментаторов связали финансовое благополучие бывшего руководителя с его исключительно удачной изобретательской деятельностью. Эту деятельность Генпрокуратура в течение определённого времени расценивала не иначе, как злоупотребление служебным положением и нанесение ущерба предприятию. Это было одной из причин открытия в 2011 г. уголовного дела против Гаева, а также его отставки, примерно полутора месяцами ранее. Как бы то ни было, на сегодняшний день Гаев является рекордсменом России по сумме полученного вознаграждения за свои изобретения (среди которых наиболее известное - "Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте") - 112 млн руб. К слову сказать, на момент получения всей суммы Нобелевская премия составляла в пересчёте на российскую валюту 42 млн руб.

К сожалению, информация о перипетиях уголовного дела и семейных финансах Гаевых, не дала пока возможности трезво и объективно оценить его деятельность на посту главы столичной подземки. А ведь здесь, наряду с недостатками и просчётами, большинство из которых очевидны для любого непредвзятого наблюдателя (медленные темпы строительства новых станций и существенное превышение стоимости при строительстве; проблемы с безопасностью, вентиляцией и шумоизоляций; случаи обрушений оформления из-за течи грунтовых вод; незаконная реклама, нелегальная торговля, скопления бездомных в зимний период и др.), есть и несомненные достижения, особенно заметные на фоне действительно бедственного положения метрополитенов в других российских городах (за исключением Санкт-Петербурга и Казани): строительство примерно 30 новых станций (Люблинская линия, Арбатско-Покровская и др.), строительство первой линии лёгкого метро в Бутово; появление новых поездов "Русич", тематических составов ("Акварель", "Курская дуга", "Читающая Москва", "Красная стрела"); реконструкция станций, установка новых эскалаторов, турникетов, перегородок безопасности, подъёмников для инвалидов и т.д.

Думается, что взвешенная и беспристрастная оценка деятельности Дмитрия Гаева была бы на пользу теперешнему руководству столичного метро во главе с И. Бесединым и коллективу предприятия, она также была бы интересна москвичам и вообще всем, кто пользуется услугами столичного метро. В конце концов, 15 лет - большой срок, и необходимо извлечь уроки из прошедшего периода, чтобы не допустить похожих ошибок в будущем.         

Наша справка (по материалам Википедии и Интернет-источников):

Биография Дмитрия Гаева

21 октября 1951 г. Д. Гаев родился в Москве.

1973 г. – окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта

1981-1982 гг. – старший инженер в МПС

1982 – 1990 гг. – на партийной работе (инструктор райкома КПСС, инструктор и консультант Московского горкома КПСС)

1990-1995 гг. – первый заместитель начальника московского метрополитена

25 декабря 1995 – 7 февраля 2011 г. – начальник ГУП "Московский метрополитен"

23 марта 2011 г. – Следственный комитет возбудил против Гаева уголовное дело по статье 201 УК РФ – "Злоупотребление полномочиями" (предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет)

26 марта 2012 г. – уголовное дело прекращено "за отсутствием состава преступления"

11 апреля 2012 г. – расследование возобновлено Генпрокуратурой

27 октября 2012 г. – Дмитрий Гаев скончался в Швейцарии от онкологического заболевания.              

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Умер бывший глава московского метро Дмитрий Гаев

Аварийный Санкт-Петербург: трубы с кипятком лопаются одна за другой

Казань уберегли от теракта