ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 21 февраля от нас ушёл Алексей Герман. По словам близких режиссёра, в последнее время он очень болел, но гораздо острее болела его душа, переживавшая не только за судьбу родного "Ленфильма", Союза кинематографистов и своей картины, снимавшейся на протяжении 20 лет, но и за судьбу страны.

Алексей Герман предпочёл в жизни дорогу более чем трудную. Сын известного советского писателя и киносценариста Юрия Германа, он не стал пользоваться преимуществами своего родства.

В 1960 году, окончив Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (мастерская Григория Козинцева), будущий режиссёр стал работать в Смоленском драматическом театре, затем в Ленинградском БДТ с Георгием Товстоноговым.

В 1964 году Герман пришёл на "Ленфильм", где его первой работой стал фильм "Рабочий посёлок", в котором он был вторым режиссёром.

Полноценным дебютом Алексея Юрьевича стала лента "Проверка на дорогах", снятая им по повести своего отца "Операция "С Новым годом!", затем последовали "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин" и "Хрусталёв, машину!".

Честно говоря, писать о творчестве режиссёра несколько самонадеянно и, пожалуй, бесполезно, поскольку всё о Германе уже давно сказано с того момента, как его картины в эпоху гласности и перестройки стали снимать с "полки". Тогда каждый его фильм вызывал шквал эмоций, восторгов и обсуждений.

У Германа своё мироощущение, свой ритм и своя скорость, к которой тяжело было приспособиться как идеологической и пафосной советской кинематографии, так и нынешней российской киноиндустрии, погрязшей в навязчивой отупляющей коммерции. Лично я никак не могу представить фильмы Германа в современном кинопрокате.

Однако, благодаря неистребимой упёртости, упорной обороне собственного метода, нежеланию понимать и принимать чужие правила, Герман сохранил суверенитет своего творческого острова и своё мироощущение. Режиссёр работал годами в изоляции от внешних вибраций и вместе с тем не отставал от жизни, не теряясь в разных эпохах и не путаясь в корректируемых временем задачах и интонациях. Герману органично удавалось удержать на одном кинопроекте съёмочную группу на протяжении нескольких лет и параллельно обеспечивать свои вновь возникающие художественные потребности.

На протяжении всего своего творчества Герман стремился к максимальной достоверности, которая чётко просматривается в подробностях повествования, нарочитой неотобранности событий, как бы документальном запечатлении жизни, в наполненности подробностями быта и, наконец, в создании полной иллюзии нашего присутствия там. Подлинность и искренность Германа заставляют нас поверить в душераздирающий многоминутный монолог про измену жены Алексея Петренко, истерику Екатерины Васильевой, узнавшей о гибели своего мужа, душевную тоску Андрея Миронова, чистоту, искренность и жертвенность героев Андрея Болтнева и Алексея Жаркова, немногословность и замкнутость в себе, познавшего цену человеческой жизни на войне Юрия Никулина.

Сегодня картины Германа, несмотря на их огульную критику в советское время, считаются эталонными образцами исторических фильмов, которые органично выстраивают отношения с эпохой – без искусственного контраста с настоящим и заискивания перед прошлым. В основе главного метода Германа лежит сгущенная экранная реальность лиц, предметов, тончайшая имитация фактуры, построенная на документах и авторской памяти.

Однако, ряд кинокритиков и зрителей обвиняют режиссёра в том, что его излишне правдивые ленты "непатриотичны" и не совпадают с картинками прошлого, которые нарисовали другие режиссёры. На эти обвинения сам режиссёр отвечал, что "Родину можно любить по-разному. Бывает любовь, растворённая в гордости, в преданности и верности, а бывает любовь – боль". Чувство патриотизма по Герману – дело скромное и негромкое.

Картины режиссёра уникальны ещё тем, что в них мы видим гениальные перевоплощения. Абсолютно новыми и неузнаваемыми предстают перед нами Владимир Заманский, Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Лия Ахеджакова, которая своей небольшой, но очень тонкой ролью в "Двадцати днях", опровергла известную эпиграмму Валентина Гафта:

"Всегда играет одинаково

 Актриса Лия Ахеджакова…".

Последней работой мастера стал фильм "История арканарской резни" по мотивам повести братьев Стругацких "Трудно быть богом", над которой он работал с 1993 года вплоть до своей смерти.

Мучительный для всей киногруппы и ожидающих его выхода на телеэкраны зрителей проект затянулся на 20 лет и предстал как процесс вызревания мысли режиссёра, поиски единственно точной формулы. По словам Германа, объявившего несколько лет назад, что эта картина будет последней в его фильмографии, в ней он попытался донести до зрителя основную мысль Стругацких: "Если мы не победим серых, то придут чёрные", ещё более "отвратительные и ужасные".

Сын режиссёра Алексей Герман-младший, первый объявивший о кончине своего отца, также проинформировал о том, что его последняя работа практически закончена, осталось только перезаписать звук. Герман-старший слово сдержал. Я не знаю, какой будет эта картина и когда она выйдет на экран, но и тех, всего четырёх фильмов, которые уже подарил нам режиссёр, хватит с лихвою, чтобы явственно ощутить потерю великого МАСТЕРА!

Александр Волков, Ореанда-Новости