ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Спустя ровно 23 года после крупнейшего в истории США музейного ограбления представители ФБР заявили о раскрытии преступления. Правда, похищенные произведения искусства, общая стоимость которых оценивается в 500 миллионов долларов, пока не найдены. Как не пойманы и преступники, совершившие кражу. Зато ФБР известны их имена.

Ограбление бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер произошло 18 марта 1990 года. Двое преступников переоделись в полицейских и потребовали у охраны музея открыть им дверь. Проникнув внутрь, воры заковали охранников в наручники и на протяжении почти полутора часов хозяйничали в залах музея.

За это время им удалось вынести 13 произведений искусства, в том числе работу Яна Вермеера "Концерт", три картины Рембрандта, среди которых был единственный известный морской пейзаж художника, работу Говерта Флинка, картину Эдуарда Мане, пять рисунков Дега и китайский сосуд династии Шан. Наиболее дорогим из похищенных полотен был "Концерт"  Вермеера – работа голландского мастера оценивается специалистами более чем в 250 млн долларов. Общая же стоимость всех украденных работ превышала полмиллиарда долларов.

На протяжении почти четверти века ФБР не прекращало расследование этого громкого преступления. Следствие отрабатывало множество версий. В числе подозреваемых попадали и боевики Ирландской республиканской армии, и преступные авторитеты, и таинственные богатые коллекционеры, которые якобы выступили заказчиками кражи. За сообщение о местонахождении картин было объявлено вознаграждение в размере 1 миллиона долларов, затем его размер был увеличен до пяти миллионов.

Наконец, 18 марта 2013 года, то есть спустя ровно 23 года после дерзкого ограбления музея, сотрудники ФБР отчитались о раскрытии преступления. Следствию стали известны имена людей, совершивших кражу в далёком 1990 году. Как рассказал, специальный агент Ричард Делорье, воры входят в преступную группировку, которая промышляет на территории Новой Англии, а также в среднеатлантических штатах США. Имена преступников в интересах следствия названы не были.

В ФБР полагают, что украденные произведения искусства были вывезены в штаты Пенсильвания и Коннектикут и примерно десять лет назад их выставили на продажу. Следствие не исключает, что сейчас полотна находятся у людей, которые даже не подозревают, что они были похищены из музея.

В связи с этим на сайте ФБР вывесили фотографии всех украденных картин и призвали американцев вспомнить, не видели ли они их у кого-нибудь дома – в гостиной или где-то ещё.

Таким образом, заявленное ФБР раскрытие кражи века на деле оказалось не более чем канцелярским отчётом, представленным следствием по результатам работы. В настоящее время ни местонахождение картин, ни местонахождение воров, их укравших, неизвестно. Более того, в случае ареста преступников посадить не удастся, так как срок давности за ограбление уже вышел.

Музейные ограбления для современной действительности не такая уж и редкость. Многие из них, совершённые за последние два десятилетия, остаются не раскрытыми и поныне. Или раскрытыми частично. Как это было в случае с ограблением Фонд Эмиля Брюле – частного музея в Цюрихе. В феврале 2008 года воры проникли в виллу, где размещается частный музей. Они унесли четыре картины, среди которых были  "Мальчик в красной жилетке" Поля Сезанна, "Цветущие ветви каштана" Винсента Ван Гога, "Маковое поле близ Ветёйя" Клода Моне и "Людовик Лепик и его дочери" Эдгара Дега. Общая стоимость произведений искусства составляла 180 миллионов швейцарских франков. Спустя десять дней две картины, принадлежащие кисти Ван Гога и Моне, были найдены в автомобиле, припаркованном на одной из улиц Цюриха. Работы Сезанна и Дега не найдены до сих пор.

Случается и так, что похищенные произведения искусства уничтожают. Весной 2010 года вор-одиночка украл из Музея современного искусства в Париже пять картин: "Голубь с зелёным горошком" Пабло Пикассо, "Пастораль" Анри Матисса, "Олива близ Эстака" Жоржа Брака, "Женщина с веером" Амедео Модильяни и "Натюрморт с подсвечниками" Фернана Леже. Украденные полотна оценили в 100 миллионов евро. Через полтора года полиция установила заказчика и исполнителя данного преступления. Выяснилось, что парижский антиквар заказал кражу только одной картины, однако вор прихватил с собой ещё четыре произведения искусства.

Украденное преступник оставил на временное хранение знакомому, выступающему экспертом на аукционах. Но когда последний узнал об аресте заказчика и исполнителя преступления, то решил замести следы и разорвал все пять картин. Кусочки произведений искусства он бросил в уличный бак, который увезла мусороуборочная машина. Несмотря на то, что картины так и не были найдены, полиция не исключает, что их не уничтожали.

В заключении  хотелось бы отметить, что, по оценкам экспертов, рынок ворованных картин составляет около пяти миллиардов долларов в год, а в базах данных Интерпола хранится информация о десятках тысячах произведений искусства, находящихся в розыске.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Выставка, посвящённая Дэвиду Боуи, установила рекорд продаж

В Петербурге открылась выставка к юбилеям Верди, Вагнера, Даргомыжский

Петербургский "Приют комедианта" поедет на гастроли в Хельсинки

В Большом театре открыли выставку памяти Галины Улановой

Петербургский "Приют комедианта" поедет на гастроли в Хельсинки