ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Вчера в Москве произошла очередная техногенная авария. В последнее время это словосочетание встречается всё чаще немного в другом виде - "техногенная катастрофа", однако, в этот раз, к счастью, до таких масштабов происшествия не дошло. Вместе с тем, назвать коллапсом вчерашние события можно вполне. Метро в центре города остановлено, наземный транспорт переполнен, а горожане вновь осваивают давно забытый способ передвижения - пешком.

Виной всему пожар, возникший в тоннеле Сокольнической линии Московского метрополитена между станциями "Охотный ряд" и "Библиотека имени Ленина". И снова уместно словосочетание "к счастью" - возгорание не сильно распространилось - огонь охватил всего 10 метров силового кабеля. Однако тем, кто находился в тот момент под землёй, это не казалось таким уж плёвым делом.  

"Час пик" - вагоны переполнены, и вдруг внезапно состав останавливается, и начинает распространяться едкий дым. В такой ситуации несложно и запаниковать. К счастью, москвичи - народ привыкший к разного рода неурядицам, каким-то мелким пожаром в метро их не испугаешь. Однако попереживать им всё же довелось. Некоторые составы стояли в перегонах между станциями почти час. Во время ожидания людей по громкой связи попросили сесть на пол, намочить платки и дышать через них. Потом пришлось выходить из тоннеля на станцию, уже когда обесточили контактный рельс.

В целом, стоит отметить, что несладко пришлось не только тем, кто оказался в момент аварии между станциями. Свою долю неприятных ощущений получили и находившиеся в тот момент на станциях, и даже те, кто вовсе не успел зайти в метро. Первые также смогли насладиться давкой в полной мере. Несвоевременно закрытые станции и отключённые эскалаторы привели к тому, что перроны оказались забиты под завязку. На "Комсомольской" люди заполнили ещё и балконы над путями. Выход также был организован не самым лучшим образом. Выбирались москвичи из подземного плена долго. Да и дыма многие успели наглотаться не меньше тех, кто оказался заперт в вагонах.

Ну а после выхода из метрополитена горожане попадали уже в новое приключение - "Доберись до места без подземки". Самые смелые пошли штурмовать наземный транспорт. Некоторым даже удавалось увидеть, как мимо них проезжает переполненный троллейбус, что помогало им понять, что находясь вне его, они как раз и выиграли. Самые богатые пошли ловить такси. В этом случае им грозило расстаться с тысячью-полуторами, поскольку официальные такси так же были заняты, а "бомбилы" на меньшее, почувствовав откуда ветер дует, не соглашались. Правда, некоторым везло, и проезжавшие мимо автолюбители останавливались, чтобы подвезти совершенно бесплатно. Ну, а самые мудрые и опытные пошли пешком. Так что в районе 9-10 утра в центре города можно было наблюдать, как москвичи массово гуляют по бульварам и проспектам, причём, как ни странно, в этот раз без каких бы то ни было лозунгов.

В результате, в районе полудня движение было восстановлено. Но не надолго. Буквально через десять минут всё в том же тоннеле, но между станциями "Охотный ряд" и "Лубянка" вновь проблема - короткое замыкание. В итоге поезда пустили для пассажиров лишь в начале третьего дня. Поезда ходили с большими перерывами, но всё же таки ходили. Окончательно движение стало соответствовать графику только сегодня в районе обеда. Таким образом, проблема в той или иной степени сохранялась практически сутки.

Что же мы имеем на выходе? К счастью, обошлось без жертв. Тем не менее, СМИ сегодня сообщают, что число пострадавших достигло 86 человек. Большинство их них уже получили помощь, и практически сразу были отпущены домой. 19 человек всё ещё находятся в госпитале им. Вишневского. Их жизни также ничто не угрожает. С этой точки зрения можно сказать - обошлось.

С точки зрения действий сотрудников метрополитена, полиции и МЧС всё несколько противоречиво. Работники метро, наверное, сделали всё, что могли. Однако есть моменты, которые, будучи учтёнными, помогли бы избежать, если не самого инцидента, то многих его последствий точно. Во-первых, вовремя не среагировав и не прекратив переход людей между станциями, они спровоцировали толчею. Не очень оперативно была организована и эвакуация москвичей со станций. Те, кто стоял перед закрытыми дверями метро, также не были своевременно проинформированы и не стали сразу искать пути наземного передвижения, что могло бы разгрузить впоследствии наземный транспорт.

Характерен момент с рассылкой СМС с сообщениями о случившемся. Их, правда, уже через сорок минут после происшествия получили абоненты Мегафона. Сотрудники МЧС заявляют, что другие сотовые операторы не имеют возможности рассылать сообщения на ограниченной территории, потому с ними и не заключён договор об этом. При этом сами операторы говорят, что готовы были это сделать, если бы к ним обратились, но обращения они так и не дождались.

Если говорить о причинах возгорания, то тут дело за прокуратурой. Комиссия уже работает, о результатах будет известно позже. Однако уже сейчас заставляет задуматься то, что и возгорание, и замыкание произошли на одной ветке - старейшей в Москве. "Сокольническая", она же "красная" линия метрополитена была введена в эксплуатацию ещё в 1935 году. И не удивлюсь, если узнаю, что многое в её работе не изменилось, включая отдельные технические узлы и агрегаты. А если где-то у нас можно сэкономить, то в дело вступает правило: "зачем что-то менять, если оно и так работает". По мнению некоторых экспертов, тот же кабель мог выработать свой ресурс ещё 10-20 лет тому назад.

Так или иначе, вчера москвичи и гости столицы в очередной раз смогли почувствовать, насколько важным для жизни города является метро. Остаётся надеяться, что среди тех очевидцев были и руководители самого метрополитена и города. Поскольку то, что вчера произошло, было как раз тем самым громом, после которого впору креститься.

Александр Волков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Уйти и сразу вернуться: мэр Москвы подаёт в отставку

От парка до революции: "арабская весна" пришла в Турцию?

Из кресла мэра - на нары: что дальше?

Китайским автомобилям дают добро