ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Президентская библиотека получила в свои фонды цифровые копии редких документов по истории и развитию трамвая - самого петербургского вида транспорта.

Предшественником трамваев до появления электричества в столице империи была конно-железная городская дорога. В начале XX века действовало около тридцати линий, проходящих по центральной части города. В книге "Статистический очерк С.-Петербурга: планы города и театров" приведён "Общий план Санкт-Петербурга, исправленный по 1894 год", на котором обозначены маршруты конки. В 1907 году появилось техническое новшество - трамвай. В фондах библиотеки представлен "Проект переустройства городской железной дороги на электрическую тягу".

Уникальный подарок краеведам Петербурга - "Трамвайные сметы и чертежи" 1912 года, например, по постройке трамвайного разъезда возле Академии художеств. По архивным документам можно проследить, как кропотливо и с каким трудом в город вводился новый вид транспорта. Особенную ностальгию эти материалы вызывают сейчас, когда трамвай постепенно исчезает с центральных улиц. В смету внесён "разбор булыжной мостовой", прописано количество приобретаемых рельсов "Феникс", брусьев и шпал, выверены цены, на документах имеются пометки, исправления. Есть документы об обустройстве Крестовского, Московского, Василеостровского и других трамвайных парков дореволюционного Петербурга.

Трамвай стал верой и правдой служить горожанам, не только перевозя их на большие расстояния, но и помогая экономить бюджетные средства. Например, в 1917 году в городе были построены трамвайные ветки, ведущие к хлебопекарням. "Проект трамвайных подъездов к городским хлебопекарням", как уточняется в самом документе, был составлен "с целью удешевления перевозки муки и топлива".

В годы блокады трамвай был единственным общественным средством передвижения для ленинградцев, и, понимая это, "вагоновожатые и кондукторы под обстрелами и бомбардировками водили поезда", - говорится в современном исследовании М.Н. Величенко "Ленинградский трамвай, 1941-1945". "По сигналу тревоги водители старались или уехать из опасной зоны, или остановить трамвай и увести пассажиров в укрытие".

Издание вышло в свет в 1995 году и наравне с раритетными дореволюционными планами представлено в фондах Президентской библиотеки. Всего в фондах библиотеки более 260 тыс. единиц хранения - это цифровые копии архивных документов, редких изданий, современных научных исследований, а также кино- и фотодокументы, отражающие историю российской государственности.