ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Летний речной круиз, закончившийся крушением с человеческими жертвами - это теперь не только катастрофа "Булгарии" 10 июля 2011 г., но и столкновение с баржей теплохода "Полесье-8" на Иртыше в августе 2013 г. Почему прогулка на речных судах становится похожа на игру в русскую рулетку?

В минувшую субботу, 17 августа 2013 г., в 13.13 по местному времени (10.13 мск) на реке Иртыш примерно в 30 км от Омска прогулочный теплоход "Полесье-8" столкнулся с баржей. В результате удара левый борт теплохода был смят, находившие там 4 пассажира погибли, десятки других получили травмы и ранения (всего на теплоходе было 56 пассажиров и 4 члена экипажа), а само судно получило пробоину. От массовой трагедии людей уберегло то обстоятельство, что судно, зацепившись за борт баржи, не пошло сразу ко дну, а также своевременная помощь, которую начал оказывать экипаж баржи, рыбаки, подоспевшие на помощь спасатели. Тем не менее, медицинская помощь понадобилась 49 пассажирам. А в ночь на воскресенье в медсанчасти №4 скончались две наиболее пострадавших пассажирки: 20-летняя омичка Александра Лацо и 58-летняя Эмма Яковлевна Постникова из Усть-Каменогорска (Казахстан), приехавшая в гости к сыну.

По состоянию на утро воскресенья, в омских клиниках оставались 34 человека, включая 10 детей. Об этом сообщил журналистам министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко. По данным ведомства, в больнице скорой медицинской помощи №1 находятся 24 человека. Из них 8 – в тяжёлом состоянии. 3 человека в состоянии средней тяжести проходят лечение в четвёртой медсанчасти. Семеро несовершеннолетних, из которых шестеро – в состоянии средней тяжести и один ребёнок в удовлетворительном состоянии госпитализированы в городской детской клинической больнице. Губернатор Омской области Виктор Назаров посетил вчера пострадавших в больнице скорой помощи. "Сейчас главное – перенести последствия этого ужасного происшествия и пойти на поправку", - сказал чиновник, отметив, что пострадавшим будет оказана материальная поддержка, а также обеспечена комплексная медицинская и реабилитационная помощь. Вечером воскресенья спецборт МЧС доставил в Московский институт хирургии имени Вишневского 34-летнюю Анну Юферову, которая находится в тяжёлом состоянии.  

В течение воскресенья силами ГУ МЧС по Омской области затонувший теплоход был поднят со дна реки. "Судно лежало на небольшой глубине. В его подъёме были задействованы суда Омского пароходства, специалисты ГИМС и аварийно-спасательная служба МЧС города Омска, которая контролировала процесс. Также для недопущения разлива нефтепродуктов место ЧП было огорожено бонами", - сообщили СМИ в пресс-центре ГУ МЧС по Омской области. Теплоход будут осматривать следователи-криминалисты центрального аппарата СК, вылетевшие в Омск из Москвы.

Сейчас следователи разбираются с тем, кто понесёт ответственность за гибель и массовое травмирование людей. Однозначной информации по этому поводу пока нет. "Капитан баржи не выполнил требование расхождения судов", - заявили в Управлении на транспорте МЧС по Сибирскому округу. "По предварительной информации, столкновение произошло по причине отклонения теплохода "Полесье-8" от курса", - сообщила пресс-служба Минтранса РФ.  Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела по Ч.3 статьи 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По горячим следам следователи допросили членов экипажей обоих судов, пассажиров и свидетелей. "Согласно протоколу медицинского освидетельствования, у капитана теплохода обнаружен алкоголь. У остальных пяти членов экипажей судов признаков алкогольного опьянения не установлено. Капитан теплохода уже задержан в порядке статьи 91 УПК РФ, решается вопрос о предъявлении ему обвинения и направления в суд ходатайства об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу", - сообщает сайт СК РФ. Помимо капитана теплохода, которому грозят семь лет лишения свободы, к ответственности могут быть привлечены сотрудники "Омского речного порта", допустившие капитана к рейсу в состоянии опьянения. "В отношении лиц, выпустивших в рейс капитана теплохода, будет проведена проверка, была ли в их действиях халатность. Возможно, будет возбуждено уголовное дело", - рассказал журналистам старший помощник руководителя управления СК Антон Чернышёв. Кроме этого, следователи изъяли из офиса компании-судовладельца документацию относительно ремонта судна. Согласно "Правилам технической эксплуатации речного судна" техосмотр должен был проводиться раз в неделю. Но у следователей есть сомнения, что эти правила выполнялись.

Между тем, анализируя, в связи с последней аварией, ситуацию с российским речным флотом в целом, эксперты оценивают её как близкую к катастрофической. Занимая по протяжённости внутренних водных путей третье место в мире (более 100 тыс. км), Россия быстро теряет свой речной флот, т.к. большая часть речных судов уже выработали свой ресурс. Если в 2010 г. было свыше 25,8 тыс. судов, то в 2013 г. – только 22865 (0,7% из них построены до 1949 г., а более 50% - это баржи и таскающие их буксиры). По данным Российского речного регистра, доля судов, спущенных на воду за последние 20 лет, не превышает 16%. Ежегодно сдаётся в эксплуатацию не более 70 судов. При этом среди них практически нет пассажирских. Однако уже к 2020 г. из эксплуатации по возрасту и по требованиям безопасности придётся вывести из эксплуатации до 80% судов – более 8 тыс. единиц. На ходу останутся не более 1,5 тыс. Понятно, что в таких условиях собственники будут эксплуатировать свои суда до самой последней возможности. Как можно переломить такую ситуацию, пока непонятно.   

Сегодня власти Омской области примут решение относительно сумм и порядка выплат компенсации пострадавшим и родственникам погибших в кораблекрушении, также будет определён и день траура.  

Самую последнюю информацию о крушении и состоянии пострадавших можно узнать по телефону региональной "горячей линии": 8(3812) 44-92-92.    

Наша справка:

Характеристики теплохода "Полесье-8" (по материалам Интернет-источников)

Тип – судно на подводных крыльях

Дата постройки – 1989 г.

Предназначение – скоростные перевозки пассажиров в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов

Длина – 21,2 м           

Ширина – 5 м

Высота (без мачты) – 3,2 м

Вместимость – 53 человека

Эксплуатационная скорость – 65 км/ч

Владелец – АО "Омский речной порт"  

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Теплоход "Полесье" подняли из Иртыша

Омские власти решили проверить весь речной транспорт в области

Следствие начало проверку сотрудников Омского речного порта

Власти Омска оплатят похороны погибших при крушении теплохода

Названа предварительная причина столкновения теплохода под Омском

Капитан теплохода, столкнувшегося с баржей под Омском, был пьян

В Омской области теплоход столкнулся с баржей, есть жертвы