ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 27 октября в Таллине (Эстонская Республика) президент ОАО "РЖД" Олег Белозёров выступил на 65-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

По его словам, одной из основных задач развития единого информационного пространства на сети железных дорог, входящих в совет, является создание удобных инструментов для электронного обмена данными с партнёрами, клиентами, государственными контролирующими органами при организации перевозок внешнеторговых грузов.

"Нашу стратегическую цель можно назвать так: "Цифровая железная дорога". Под этим термином понимается единый информационный комплекс взаимосвязанных систем обработки данных и систем автоматики в управлении перевозками. Максимально быстрое внедрение таких технологий существенно повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта, включая и его международную составляющую", – отметил Олег Белозёров.

В настоящее время практически все перевозки порожних вагонов в межгосударственном сообщении с участием железных дорог Эстонии, Латвии, Украины, России, Беларуси и Литвы осуществляются по безбумажным технологиям с применением электронных юридически значимых железнодорожных накладных.

В ближайшей перспективе обмен электронными накладными будет распространён на перевозки вагонов между Россией и Казахстаном, Россией и Азербайджаном.

Созданы достаточные предпосылки для внедрения перевозок груженых вагонов из России в Эстонию на основании электронных накладных. Пилотная перевозка груженого поезда по безбумажной технологии возможна уже в I половине 2017 года.

Совместно с Белорусской железной дорогой в ходе перевозок через пограничные переходы Витебск – Невель и Закопытье – Злынка окончательно отработаны все аспекты схемы двустороннего применения электронных накладных СМГС. Стороны рассматривают возможность распространить этот опыт на все белорусско-российские переходы, кроме калининградского направления.

Активно разрабатывается проект внедрения безбумажных технологий перевозок экспортных грузов через границу Таможенного союза в электронном формате во взаимодействии с госорганами, а также с железными дорогами сопредельных стран.

Суть проекта заключается в том, что с момента подачи электронной таможенной декларации железнодорожный перевозчик и грузоотправители работают только с электронными документами. Сопредельному перевозчику документы передаются также в электронном виде.

Предполагается, что до конца 2016 года будет реализован проект по перевозке порожних вагонов по электронным накладным из Калининграда через Литву и Беларусь на основную территорию России, а также в обратном направлении по оформленным один раз юридически значимым электронным документам.

В ближайшей перспективе при любой трансграничной перевозке – например, из Германии в Китай и обратно – документы будут оформляться в электронном виде один раз в стране отправления.

"Предусматривается, что по отдельным коридорам практические перевозки грузов по этой схеме можно было бы реализовать уже до конца 2018 года. Именно такой подход, по моему мнению, отвечает требованиям времени и ожиданиям бизнес-сообществ. Считаю, что в перспективе мы должны поставить задачу о переводе в электронный вид накладных, деклараций, всевозможных актов и других документов в масштабах всего "Пространства 1520", – отметил Олег Белозёров.