ИА «Ореанда-Новости». Российский оперштаб по борьбе с коронавирусной инфекцией 11 ноября подтвердил, что обсуждается возможность ввода QR-кодов для посещения общественных мест, включая транспорт, кафе и магазины. Предполагается, что новые правила начнут действовать с 1 февраля следующего года.

Нарушение прав или попытка спасти?

Правозащитник Иван Мельников, вице-президент Российского подразделения Международного Комитета защиты прав человека рассказал, что данное решение нарушит несколько прав человека. В частности, введение обязательной вакцинации для ряда граждан нарушает статью 11 часть 2 Федерального закона 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Согласно этой статье профилактические прививки могут быть сделаны только при наличии добровольного согласия человека. Если же человека любым способом вынуждают привиться - это уже не его добрая воля. Статья 21 российской Конституции запрещает проведение любых опытов без добровольного согласия гражданина. При этом, все российские вакцины до сих поре ещё находятся в стадии исследования, отметил эксперт. Безнаказанность чиновников, которые пытаются всеми способами заставить людей прививаться - ставят выбор между получением сертификата и QR-кодов и «голодной смертью» - может заставить людей пойти на радикальные меры, «породить бурю», считает Мельников.

Другого мнения придерживается юрист Ярославна Ключникова. По её словам, введение кодов для посещения магазинов и других общественных мест не противоречит российскому закону. Статья 55 Конституции разрешает ограничивать права и свободы граждан, если это необходимо для защиты их здоровья, или прав и законных интересов других лиц.

Основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян заявил, что введение пропуска в общественные местам по QR-кодам в «арифметической прогрессии» ускорит рост появления сайтов, которые продают поддельные сертификаты. Кроме этого, может увеличится спрос на покупку справок о медотводе о прививке.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией системного анализа отраслевых рынков ИПЭИ РАНХиГС Андрей Каукин отметил, что в первую очередь решение направлено на снижение числа людей, которые катаются из города в город. Введение кодов для железнодорожного и воздушного транспорта снизит передачу вируса между российскими регионами. В свою очередь это позволит снизить заболеваемость и сократить распространение вируса и его новых штаммов.

Убьёт туризм?

Генеральный директор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов считает, что введение QR-кодов уже к весне сократит число путешествий на треть, а внутренних - ещё сильнее. Коммерческий директор Национального туроператора АЛЕАН Оксана Булах отметила, что сейчас на многие международные путешествия и так требуются либо сертификаты о вакцинации, либо справки о перенесённом заболевании. Поэтому в этом сегменте снижение спроса будет не так велико. Проблемы возникнут именно для российского внутреннего туризма. Однако, могут получить большую популярность поездки на автомобилях в более доступные регионы, например, путешествия внутри своей области.

Руководитель компании «Дельфин» Сергей Ромашкин не уверен, что ограничения так сильно повлияют на туротрасль. Он отметил, что уже порядка 40-50% россиян сделали прививку, ещё 10% переболели. Это значит в сумме до 60% людей, которые могут свободно передвигаться по стране. Кроме этого, эксперт считает, что власти не «решатся» продлить ограничения на лето. Если ограничения будут действовать только в зимний период, то годовые потери составят 2%.

Снижение продаж

Генеральный директор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков сообщил, что введение QR-кодов для посещения магазинов плохо скажутся на продажах. Он отметил, что любое нововведение, неудобство сразу же приводит к снижению трафика покупателей, а после - снижению объёма продаваемой продукции. Это негативно скажется на развитии бизнеса. С другой стороны, это будет способствовать развитию интернет-торговли. По его мнению, со временем бизнес найдёт решение, как компенсировать снижение продаж. Однако, это произойдёт быстрее, если власти не будут мешать «штрафами и бумажной волокитой». Кроме этого, он считает, что неправильно возлагать всю ответственность за несоблюдение ограничений только на бизнес, нужно «повышать ответственность» у людей.

Омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов считает, что нововведения могут сильно повлиять на сферу общественного питания. В долгосрочной перспективе даже падение выручки на 20% может стать фатальной для ресторана. Миронов сомневается, что кто-то оплатит убытки, которые понесут заведения общепита. Выживут только те заведения, где работает доставка.

Екатерина Иванова, «ИА «Ореанда-Новости»