ИА «Ореанда-Новости» В апреле японский премьер-министр Ёсихида Суга стал первым зарубежным лидером, который посетил американского президента Джо Байдена в Белом доме. Два лидера использовали данные переговоры для того, чтобы обрисовать амбициозное видение альянса США и Японии. Издание Foreign Affairs указывает на то, что лидерами двух стран были представлены новые инициативы, касающиеся климатических изменений, технологических инвестиций и общественного здравоохранения. Данные инициативы призваны продемонстрировать, что совместно демократические страны способны обеспечить важные общественные блага. 

Самое главное, отмечает автор статьи, что в совместном заявлении Китай был назван ключевой проблемой, с которой столкнулся альянс. По итогам переговоров лидеры США и Японии заявили об озабоченности по поводу действий китайской стороны, "несовместимых с международным порядком, который основан на правилах". 

В публикации сказано, что после многих лет завуалированных сообщений японское и американское руководства официально признали то, что работают вместе для сдерживания военной и экономической мощи КНР. 

При этом автор статьи считает, что США не удалось втянуть Японию в решительную оппозицию Китаю. По его словам, поведение Китае может всё больше тревожить Токио, и японские власти готовы критиковать китайские, однако они знают, что фундаментальный разрыв с КНР очень маловероятен. 

Напротив, Япония продолжает оставаться приверженцем "взаимовыгодных" стратегических отношений с китайской стороной. 

В материале говорится, что география, экономика и внутренняя политика Японии будут препятствовать её вовлечению в "холодную войну" против КНР, которую возглавляет Америка. 

По мнению автора публикации, тон китайско-японских отношений может быстро измениться. Год назад, до того, как началась эпидемия коронавируса, китайский лидер Си Цзиньпин должен был совершить рабочую поездку в Японию в первый раз с момента его прихода к власти. Его визит был призван отметить 40-летие установления официальных дипломатических отношений между двумя государствами. Это событие стало бы краеугольном камнем многолетней кампании японского премьера Синдзо Абэ по укреплению отношений Японии с КНР. 

Абэ призывал к тому, чтобы устанавливать более тесные экономические связи с КНР и расширять сотрудничество в управлении рисками конфликта в Восточно-Китайском море. 

По состоянию на конец 2019 года, общий объём прямых иностранных инвестиций Японии в КНР находился на уровне 130,3 млрд долларов. Примерно столько же Япония вкладывает в ключевые западноевропейские экономики. 
 
В КНР работают более 7750 фирм из Японии - это больше, чем в любом другом государстве.

Торговля с КНР являлась важным источником роста для Японии на протяжении последних двух десятилетий, так как японские власти изо всех сил пытались оживить экономику. Китай представлял собой не только рынок для японской продукции. Он также отправил в Японию больше путешественников, студентов и рабочих, чем любое другое государство. 

Граждане КНР составляют более четверти растущего населения Японии, которое родилось за границей, и составляют почти сорок процентов всех студентов, родившихся за рубежом. Произошло усиление данных тенденций при Абэ, когда им была открыта некогда защищённая японская экономика для потока товаров, капитала и людей. 
 
Мощными политическими и экономическими игроками поддерживались эти растущие связи. Японское деловое сообщество постоянно подчёркивало необходимость ослабления антагонизма между двумя государствами с помощью публичных призывов к дипломатии и более спокойного взаимодействия с законодателями и правительством. 

Бизнес Японии полагался на союзников в правящей Либерально-демократической партии, в которой при Абэ победили те, кто желал улучшения отношений с КНР. По заявлению автора статьи, в Японии появилось китайское лобби, которое работало над тем, чтобы изолировать двусторонние отношения от политической оппозиции. 

В последние годы китайскому лобби Японии приходилось бороться за влияние с "ястребиными законодателями", которые видят в Китае военную угрозу. Общество Японии также особенно скептически относится к Китаю с того момента, как Пекин принялся отстаивать свои претензии на спорные острова Сэнкаку, расположенные в Восточно-Китайском море. 

Условия, которые способствовали сближению двух государств при Абэ, испарились. Японские ястребы быстро мобилизовались и обратились к японскому правительству с просьбой отменить государственный визит Си, отложенный на неопределённый срок из-за ситуации с коронавирусом. 

Однако политика Японии по отношению КНР по-прежнему представляет собой предмет обсуждения, отмечено в публикации. Китайская агрессия в регионе сегодня дала преимущество "ястребам" в Японии, однако их усиление вряд ли является необратимым. 

Корпоративная Япония, например, видит в Китае незаменимый рынок. В последние недели ведущие японские компании заявили о том, что ими сделаны значительные инвестиции в КНР. Эти интересы будут побуждать политических деятелей стремиться к стабильным отношениям с КНР. 

Возможно, наиболее важным является то, что жители Японии по-прежнему считают, что отношения с КНР важны и их необходимо поддерживать. Многие японцы заявляют, что у Японии нет иного выбора, кроме как отыскать способ работать со своим гигантским соседом и экономическим партнёром, несмотря на реальный риск, который имеет место из-за шагов КНР. 

Несмотря на то, что почти 90 процентов жителей Японии заявили о том, что негативно относятся к КНР, более двух третей считают экономическое сотрудничество с Китаем важным для будущего своей страны. 

Если КНР продолжит вести себя агрессивно в регионе, её шаги однажды могут стать причиной фундаментального разрыва с Японией. Однако этот день ещё не наступил, уверен автор публикации. Японские предприниматели, бюрократы и политические деятели будут продолжать поддерживать каналы связи с Пекином открытыми, полагая, что отношения с КНР "важны не только для Японии и Китая, но и для мира, и процветания региона и международного сообщества".   

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"