ИА «Ореанда-Новости». 21 июля «Газета ОНК» - официальный орган Общественных наблюдательных комиссий сообщила, что Ильназа Галявиева, устроившего стрельбу в казанской школе №175 признали невменяемым.

В материале отмечается, что экспертизу психического состояния 19-летнего парня проводили специалисты государственного Научного центра социальной и судебной Психиатрии имени В. П. Сербского.

Однако, в Следственном комитете РФ информацию не подтвердили. В ведомстве отметили, что экспертиза ещё продолжается. Пока следователи не получили от специалистов никаких результатов.

Трагедия 11 мая

11 мая 2021 года Ильназ Галявиев вошёл в гимназию №175 города Казани и открыл стрельбу из полуавтоматического ружья 12-го калибра Hatsan Escort PS по учителям и школьникам. В результате его действий погибло 9 человек - 2 учителя и 7 учеников гимназии. 24 человека получили серьёзные травмы как и от его выстрелов и взрыва самодельной бомбы, которую «казанский стрелок» взорвал в школе, так и в момент, когда пытались сбежать из школы, прыгая из окон здания.

Молодого человека задержала полиция, при этом, как утверждают очевидцы и записи видеокамер, аресту он не противился - сразу же при появлении полицейский разрядил оружие, выбросил его и поднял руки.

При этом, за несколько часов до нападения он сообщил об этом в соцсетях, обещая, однако после совершить самоубийство.

На допросе в полиции молодой человек сообщил, что несколько месяцев до этих событий он «осознал себя богом», который должен уничтожить «биомусор». Галявиева направили в Москву для проведения судебно-медицинской экспертизы, которая должна установить в том числе, его психологическое состояние.

Мнение экспертов

Управляющий партнёр Санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин подчеркнул, что результаты этой экспертизы не станут единственным подтверждением или опровержением вины стрелка. Решение о вменяемости будет принимать суд, на основе этой экспертизы и других доказательств. При этом, если суд решит, что он уже был невменяемым в момент совершения преступления, то его могут освободить от ответственности, лишь направив на принудительное лечение. А если суд решит, то его психика пошатнулась уже после - то его направят на лечение, после которого он будет отбывать наказание за совершённое преступление.

Главный врач клиники «Зависимость24» Алексей Казанцев сообщил, что обычно срок лечения составление 6 месяцев, но его могут продлить по решению суда. Выписать человека с принудительного лечения непросто, подчеркнул эксперт. Даже по выходу из клиники Галявиева могут поставить на диспансерный учёт - в зависимости от диагноза - у психиатра по месту жительства.

Адвокат Константин Кудряшов заметил, что признание невменяемым для Галявиева - идеальный вариант избежать реального наказания. Вместо тюрьмы он отправится в лечебницу, из которой сможет выйти. Комиссия, которая может признать лечение действенным, проводится первый раз - через полгода, а после раз в год. Если эксперты-психиатры и юристы, входящие в состав комиссии, решат, что молодой человек больше не представляет опасности для общества, его выпустят.

По словам адвоката Спасской коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Антона Кобита, есть такие болезни, при которых люди остаются на лечении в спецчреждениях на всю жизнь. Нельзя исключать, что такая судьба может ждать и казанского стрелка. Все будет зависеть от диагноза, и от того, как будет проходить лечение. Кобит напомнил, что спустя месяц после задержания Галявиев пытался совершить самоубийство в казанском СИЗО, после чего его отправили в Москву - именно в столице, по словам эксперта работают самые сильные психиатры.

Адвокат Сергей Лукьянов подчеркнул, что до решения суда следствие может потребовать провести ещё не одну экспертизу, и даже после вынесения приговора остаётся возможность его обжаловать.

Доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Леонид Головко сообщил, что в случае признания невменяемым, стрелка направят на лечение  в закрытое стационарное психиатрическое учреждение, где он всегда будет находится под жёстким контролем.  

Профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ Николай Дворянчиков ранее сообщал, что молодой человек не может страдать от психоза или болезней шизофренического спектра. По его мнению, отчуждение Галявиева от родных, потеря связи с друзьями, отказ от посещения колледжа говорят о антисоциальном личностном расстройстве. Но для человека, страдающего психозом или шизофренией, казанский стрелок помнит слишком много подробностей и о дне, когда он совершил преступление, и о предшествующей этому подготовке. У Галявиева был чёткий план - он выбрал школу, где сам учился, несколько раз перед днём «Х» посещал её, ознакомился с расписанием, тщательно выбрал оружие, за которым пришлось ехать в другой город, собрал бомбу по схеме в интернете - это говорит о нём как о насильнике, жёстком и последовательном.

Екатерина Иванова, «ИА «Ореанда-Новости»