ИА "Ореанда-Новости". В последнее время каждый гражданин России нет-нет, да получает звонки от якобы сотрудников службы безопасности банков. Россияне знают, что в большинстве случаев эти звонки не имеют ничего общего с настоящей службой безопасности, и производятся мошенниками, желающими «втереться в доверие» и украсть чужие деньги. Но при этом каждого человека мучают сомнения – а вдруг звонок и правда был от реальных сотрудников, которые пытались предупредить о попытке кражи денег на карте? Но самостоятельно разобраться в этом вопросе может быть непросто, потому что мошенники действуют по разным сценариям, придумывая всё новые и новые фабулы. Они знают, что нужно сказать и на что «надавить», чтобы доверчивый человек сам назвал им все свои данные.

Но не зря говорят, «кто предупреждён, тот вооружён». Чтобы отличать предупреждения о настоящей угрозе от уловки мошенников, нужно представлять себе, как может вести себя настоящая служба безопасности банка. Об этом изданию «Комсомольская правда» рассказал глава отдела информационной безопасности Московского кредитного банка Вячеслав Касимов.

Может ли служба безопасности банка на самом деле звонить клиенту для остановки операции?

По словам Вячеслава Касимова, в подозрительных случаях сотрудники банка действительно звонят своим клиентам. Но важно иметь в виду, что в этом случае сотрудники осведомлены о деталях платежа, и могут сами всё про него рассказать клиенту, чтобы он понял, что действительно имеет дело с банком, а не с мошенниками. Сотрудники строят диалог с клиентом таким образом, чтобы он мог ответить на их вопросы просто «да» или «нет». Они не будут задавать каких-то наводящих вопросов или просить что-то рассказать, и принуждать тем самым к каким-то действиям. Им нужно просто знать, действительно ли клиент совершал операцию, о которой они говорят, или нет.

Если клиент на вопрос о том, действительно ли он осуществлял указанную операцию, отвечает положительно, то платёж завершается банком. Если ответ клиента отрицательный, то операцию приостанавливают. Но чтобы окончательно снять все подозрения и получить гарантии, эксперт рекомендует обратиться в офис обслуживания банка лично, и предоставить подтверждения.

Могут ли сотрудники службы безопасности спрашивать о последней совершённой операции по карте?

Эксперт отмечает, что подобные вопросы настоящие сотрудники задают достаточно редко. Они всегда дают понять клиенту, что сами всё знают про все транзакции по карте, и опять же задают максимально конкретные вопросы, требующие простого утвердительного или отрицательного ответа.

Может ли быть, что настоящий сотрудник банка не располагает необходимой информацией?

Эксперт утверждает, что такого быть не может никогда. У настоящих сотрудников всегда есть вся нужная информация по счетам, картам и прочим данным клиента. Вячеслав Касимов напоминает, что если так называемый «сотрудник банка» говорит, что «он сейчас не может проверить эту информацию», «произошёл сбой в системе», «что-то сломалось и не отображается», это верный признак того, что вам звонит мошенник.

Стоит ли верить информации про какой-то лицевой счёт в Центробанке, открытый с целью спасения денег клиента, на который «сотрудник» уговаривает перевести средства?

Эксперт утверждает, что централизованный счёт, открытый Центробанком – это не более чем выдумка мошенников. Вячеслав Касимов напоминает, что такие счета не могут открываться в ЦБ для частных лиц, а только для банков. Поэтому информации про то, что специально для вас открыт счёт для перевода и «спасения» ваших денег, верить нельзя. Если гражданин переведёт свои деньги на этот счёт, то они попадут прямо на карту к мошенникам.

Какие новые способы отъёма денег практикуются мошенниками в последнее время?

В последнее время мошенники, представляясь сотрудниками службы безопасности банка или представителями правоохранительных органов, рассказывают клиенту, что им нужно задержать «злодея», который якобы работает в этом банке и собирается украсть деньги. Они опять же убеждают клиента снять деньги и положить их на пресловутый счёт, где они «будут в безопасности». А чтобы эта легенда выглядела ещё более достоверной, клиента могут попросить пойти в конкретное отделение банка, в котором якобы работает «злоумышленник» и в котором нужно снять деньги. В завершение операции мошенники могут просить положить снятые клиентом деньги в банкоматы других банков. Благодаря этому найти мошенников впоследствии и вернуть клиенту деньги будет почти невозможно.

Как не попасть на удочку мошенникам?

По словам Вячеслава Касимова, верить любым звонкам из банка нельзя. Всегда лучше просто положить трубку и самим перезвонить в банк по настоящему номеру, который легко найти на обратной стороне карты или на официальном сайте банка.

Эксперт советует при проведении любых операций не торопиться, и в случае, если вы сняли деньги со своего счёта, не спешить и не переводить и не класть их куда-то в спешном порядке. Лучше подождать до следующего дня, и ещё раз посмотреть на ситуацию со свежей головой.

Светлана Нерадовская, ИА «Ореанда-Новости»