ИА "Ореанда-Новости". Каждый из нас время от времени сталкивается с критикой. Хорошо, если она обоснована и конструктивна. Да, любые замечания обидны, но в случае обоснованной критики человек хотя бы понимает, что она имеет под собой основание и желание собеседника помочь ему что-то улучшить. Но несправедливая критика – это совсем другое дело. Из-за даже вскользь брошенного колкого замечания человека переполняют эмоции, он злится, теряет сон и думает, как бы отомстить обидчику. Словом, ведёт себя как обиженный ребёнок, потому что иначе вести себя очень сложно.

Но очевидно, что от несправедливой критики никто, увы, не застрахован. Для того, чтобы не так болезненно реагировать на критические замечания, стоит научиться двум вещам: во-первых, иначе их воспринимать и во-вторых, по-другому на них отвечать, не так, как вы делали до этого. 

Психотерапевт Светлана Кривцова предлагает попробовать использовать нестандартные психотерапевтические методы для противостояния вездесущим и «всезнающим» критикам. Они помогут вам корректно отвечать на любые их замечания и сохранить драгоценную уверенность в себе.

  1. Согласиться. Это прекрасный приём, который избавит вас от необходимости искать ненужные оправдания в ответ на несправедливое замечание. Можно сказать, например: «Да, вы абсолютно правы», «Полностью с вами согласна» или «Да, вы и правда можете так подумать». Это замечательный способ деликатно и изящно поставить человека на место.
  2. Задавать уточняющие вопросы. Замечательно, если задавать эти вопросы с юмором. Например, в ответ на обидное по сути замечание «Ну чего от вас ждать, вы же женщина, а им не дано нормально водить машину!» можно ответить что-то вроде: «Как вам кажется, мы не можем нормально водить только отечественные авто, или иномарки тоже?» Таким образом вы в ответ не начинаете защищаться, оправдываться или извиняться, то есть не делаете ничего из того, чего ждёт от вас обидчик. Такая неожиданная реакция точно выбьет у него самого почву из-под ног, и уязвимым уже окажется скорее он, а не вы.

Эти два приёма психотерапевт Светлана Кривцова называет самыми эффективными в случае с несправедливой критикой, потому что вы не показываете, что вас как-то задели обидные слова. Уточняйте, перефразируйте сказанное им, попытайтесь разобраться, почему собеседник сказал ту или иную фразу – но только в том случае, если собеседник является для вас важным человеком.

Как реагировать на необоснованную критику малознакомого человека?

Если же вас раскритиковал посторонний или малознакомый человек, можно попытаться просто пропустить обидные слова мимо ушей. Кстати, этот приём также подходят, если кто-то часто придирается к вам без повода. В таком случае можно просто игнорировать критикана, используя психологический приём «аквариума». Нужно представить, что вы окружены толстым непроницаемым стеклом, от которого отскакивают обидные или грубые слова. Вы даже можете кивать собеседнику или поддакивать ему, не слушая при этом, что именно он вам говорит и спокойно продолжая делать своё дело.

Если же вы решили прекратить постоянные придирки этого человека, неплохо будет прямо обратиться к нему с вопросом: «Почему вы всё время делаете мне замечания и придираетесь ко мне?» Таким образом вы не позволяете человеку достичь цели, которой он упорно добивается – то есть не даёте ему почувствовать себя виноватым и показываете, что понимаете его манипуляции в отношении вас.

Что не стоит делать в ответ на критику?

Психологи напоминают, что есть вещи, которые не нужно делать, когда вас критикуют. Это:

  • Полное игнорирование или отрицание всего (такой вариант возможен только в случае с малознакомым или ничего не значащим для вас человеком). Если так вести себя с тем, кого вы хорошо знаете и собираетесь общаться в дальнейшем, обиды и непонимание со временем станут только больше.
  • Агрессивная ответная реакция, ответные обвинения.
  • Извинения, оправдания.

Психолог Полина Франке предлагает не только попробовать по-другому реагировать на необоснованную критику, но также изменить своё отношение к ней и к тем, кто позволяет себе вас критиковать. Особенно это пригодится тем, кто бурно и остро воспринимает обидные замечания в свой адрес.

  1. Прежде всего подумайте о том, кто является вашим критиком. Если этот человек неважен для вас – то точно не стоит принимать всерьёз его слова.
  2. Также явно не стоит прислушиваться к мнению тех, кто позволяет себе высказываться по поводу вашей внешности, возраста, пола и т.д. Если они судят о человеке по таким вещам, это вообще не аргументы, и сказать им по сути просто нечего.
  3. Нужно помнить о том, что своими отзывами о других люди показывают, какие они есть сами на самом деле. Их обидные слова, агрессивное поведение или язвительные посты в интернете – это проекция их жизни, их взгляды на неё, и яд, который накопился в них самих.
  4. Не стоит принимать всё на свой счёт. Помните, что причиной обидных слов вполне могут быть плохое настроение, личные проблемы. В конце концов нужно помнить, что негативное высказывание в ваш адрес – это всего лишь собственное и весьма субъективное мнение собеседника, и ничего больше.

Светлана Нерадовская, ИА «Ореанда-Новости».