ИА «Ореанда-Новости». Днём 3 ноября под Иркутском, близ посёлка Пивовариха, рухнул самолёт белорусского авиаперевозчика «Гродно». В аварии погибли все члены экипажа и пассажиры - трое белорусских граждан, двое россиян и двое украинцев.

Что произошло

Самолёт совершал рейс Кипервеем - Якутск - Иркутск, целью которого была доставка продуктов на Чукотку. Доставив товары, самолёт вылетел обратно. За несколько километров до Иркутска пилот сообщил диспетчеру, что заходит на второй круг, после чего воздушное судно исчезло с радаров, а экипаж перестал отвечать диспетчеру.

Спасатели нашли самолёт в семи километрах от города, недалеко от посёлка Пивовариха. Из-за повреждения топливного бака борт загорелся, площадь пожара оценивалась в 300 квадратных метров.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев сообщил, что на борту находилось семь человек. Тела шестерых членов экипажа и останки ещё одного были обнаружены во время поисковой операции.

Причины крушения

Следствие рассматривает несколько версий произошедшей трагедии. Как сообщила пресс-секретаря аэропорта Иркутска Клима Куликова, в момент крушения в месте падения судна шёл сильный мокрый снег, который нарушал видимость.

В СК РФ возбудили дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна. Российские специалисты уже обнаружили один чёрный ящик, поиски второго продолжаются.

Белоруссия, граждане которой были на борту, сообщила о начале проведения проверки. Сейчас страна приостановила использование Ан-12 в коммерческих целях.

Расследовать крушение будут и в Межгосударственном авиационном комитете.

Среди официальных версий - ошибка при пилотировании самолёта, технические неполадки и неблагоприятные погодные условия.

Мнение экспертов

Заслуженный лётчик России Вадим Базыкин считает, что причиной ЧП могли стать погодные условия и возраст воздушного судна. Перевозчик сообщил ранее, что эксплуатирует этот борт уже 53 года. Навигационная система самолёта уже устарела. По словам Базыкина, Ан-12 заметен для радаров, однако сам может потерять видимость земли. Кроме этого, из-за мокрого снега техника могла обледенеть, самолёт мог «клюнуть носом».

Пилот с 40-летним стажем, бывший командир экипажа Владимир Сальников считает, что авария могла произойти из-за нехватки топлива. Он отметил, что для такого самолёта преодолеть три тысячи километров «многовато», это предельная дальность. Возможно, пилоты неточно рассчитали расход топлива, и просто не смогли дотянуть до аэропорта.

Заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев согласен с тем, что судно очень старое. Такие самолёты «эксплуатируют беспощадно». При этом ремонт сделать сложно - уже нет заводов, которые выпускают запчасти на них. Кроме этого, Ан-12 не оборудован под тяжёлые погодные условия.

По мнению заслуженного пилота России Юрия Сытника, такие катастрофы чаще всего происходят из-за ошибки экипажа. Экипаж состоит из пяти человек, поэтому помимо пилотирования кто-то должен заниматься командованием. Если кто-то один допустит ошибку, то это может привести к аварии.

Кандидат технических наук Вадим Лукашевич заметил, что Ан-12 - очень старая разработка. Он был разработан для военной и транспортной авиации, но использовался и в гражданских целях. Сейчас эти самолёты отстают от современных и по оснащённости, и по системам, и по бортовому оборудованию. Однако, сказать точно, что стало причиной аварии сложно - возможны все три варианта.

Гендиректор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачёв оценил версию о возможном перегрузе судна. Представители иркутской прокуратуры не исключали, что на борту судна могло быть больше человек, чем положено. Однако, эксперт не согласен с этим и назвал такую версию «экзотичной». Он отметил, что все пассажиры и члены экипажа записываются в бортовой журнал. Неправильная центнеровка, по его словам, возможная причина крушения, однако, довольно редкая. Вес груза, экипажа борта и сопровождающий груз учитывается в аэропорту при загрузке. Это несложная процедура, и при ней редко допускают ошибку.

Екатерина Иванова, «ИА «Ореанда-Новости»