ИА «Ореанда-Новости». Во вторник, 17 августа, на авиашоу в Московской области разбился опытный экземпляр военно-транспортного самолёта Ил-112В. Специалисты говорят, что трагедии можно было избежать и указывают на очевидные недоработки конструкторов.

Крыло в огне

Перед презентацией, которая закончилась гибелью троих человек, Ил-112В называли гордостью отечественной авиационной промышленности. В конце лета этот военно-транспортный самолёт должен был появиться на масштабной выставке «Армия-2021». Весной воздушное судно успешно долетело с заводского аэродрома в Воронеже на лётное поле в Жуковском. Для показательных полётов на «Армии» Ил-112В должен был стартовать с аэродрома в Кубинке. Именно там он и разбился.

Пока специалисты не готовы назвать точную причину крушения. Однако известно, что на правом крыле вспыхнуло пламя, а также возникли проблемы с двигателями. Если изучить видеозаписи трагедии, то видно, что самолёт двигается с низкой скоростью и на небольшой высоте.

Корреспондент русской службы BBC пообщался с главой аналитической службы агентства «Авиапорт» Олегом Пантелеевым, который объяснил, что к возгоранию могла привести как неисправность самого двигателя, так и проблемы с винтом, топливной или масляной системой. По словам эксперта, выяснить, где именно начался пожар, можно только изучив показания датчиков системы пожаротушения. Кроме того, Пантелеев напомнил о необходимости анализа обломков и изучения записей бортового самописца.

Неподходящие моторы

Другой специалист, военный эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник, считает, что моторы, установленные на Ил-112В, изначально плохо подходят для таких целей. По его словам, мощности в три тысячи лошадиных сил недостаточно для такой машины.

Крамник предложил сравнить разработку отечественных инженеров с итальянским самолётом Alenia C-27 Spartan. При таких же габаритах он оснащён моторами, мощность которых составляет 4,7 тысячи лошадиных сил.

При этом сами разработчики Ил-112В говорили о том, что в первых полётах масло в системе теплообменника сильно перегревалось. Стоит отметить, что для работоспособности двигателя этот момент является критичным. Иногда во время испытаний пилотам даже приходилось отключать силовую установку. Об этом рассказал изданию Aviation Explorer генеральный конструктор ОДК-«Климов» Всеволод Елисеев. Однако он утверждал, что в последствие эту неисправность удалось исправить.

Бывший главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов говорил, что в конце 2018 года один из моторов отказал из-за проблем в работе автоматики. В марте 2019 года отказала другая система. В результате двигатель неожиданно переключился на гидромеханическую систему управления.

После случившегося Таликов в интервью изданию News.ru заявил, что уже несколько лет пытается привлечь внимание к проблеме оснащения Ил-112В. По его словам, эти двигатели чрезвычайно низкого качества, а их использование неизбежно должно было привести к трагедии.

Слишком большой вес

Другой проблемой Ил-112В стал его вес. Специалисты говорят о том, что воздушное судно примерно на 2,5 тонны тяжелее, чем указано в техническом задании. Таликов объяснил, что в документации было множество ошибок и недоработок, немалая часть которых связана как раз с весовым проектированием.

Примечательно, что в марте 2021 года, когда испытательные полёты возобновились, производители говорили, что проблема перевеса решена. Управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой утверждал, что вес воздушного судна удалось снизить.

Андрей Букреев, ИА «Ореанда-Новости».