ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Института внеземной физики Общества Макса Планка (MPE) сообщила, что на 37 тыс. архивных снимках космического пространства, сделанных космическим телескопом «Хаббл» за последние два десятка лет, астрономами-любителями открыто свыше тысячи новых астероидов.

Один из авторов проекта Рене Лаурейс, на чьи слова ссылается пресс-служба Института, сообщил, что сочетание традиционной гражданской науки с системами искусственного интеллекта привело к серьёзному прорыву в изучении архивного материала обсерватории «Хаббл». Помимо огромного количества астероидных тел, которых астрономами-любителями открыто более тысячи, также обнаружен ряд небесных тел, происхождение которых пока неизвестно, в ближайшее время планируется сосредоточить внимание на их изучении. В настоящее время господствует традиционная точка зрения относительно того, что большая часть астероидов – несколько миллионов небесных тел – сосредоточены между орбитами Юпитера и Марса, образуя так называемый главный пояс астероидов. В NASA, основываясь на данных орбитального телескопа WISE, считают, что все сколь-нибудь крупные астероиды, чей диаметр превышает 1 км, уже открыты и были включены в каталоги на протяжении более чем двухсотлетней истории их изучения. При этом тела меньшего размера, подобные Челябинскому метеориту, как предполагается, могут быть достаточно многочисленны и неизвестны человечеству, что вызывает повышенный интерес астрономов, наблюдающих небо в поисках сверхмалых небесных тел. Данные усилия имеют и чисто прагматическиё характер, связанные с защитой Земли от угрозы из космоса.

Лаурейс и его коллеги в этой связи начали недавно новый проект Hubble Asteroid Hunter, связанный с поиском неизвестных небесных тел. Более 11 тыс. астрономов-любителей получили доступ к 37 тысячам архивных фотографий космоса, сделанных телескопом «Хаббл» в период между апрелем 2002-го года и мартом 2021-го года. Исследователей интересовали особые помехи на фотоснимках – яркие кривые линии, прочерченные астероидами на фоне глубоких изображений космического пространства. Дело в том, что компьютерные программы не отслеживают подобные помехи ввиду особенностей движения «Хаббла» на орбите, поэтому авторы проекта обратились за помощью к астрономам-любителям.

Итогом помощи любительской астрономии стало обнаружение на старых снимках «Хаббла» более тысячи новых небесных тел, оказавшихся астероидами. Полученные результаты были положены в основу нейросетевого алгоритма, с помощью которого исследователи обнаружили ещё более семиста астероидов, а также нескольких десятков других небесных тел, природу которых пока определить не удалось. В настоящее время подтверждены 1030 астероидных тел, ранее не известных науке. Лаурейс с коллегами проводят точный расчёт их орбит и удалённость от нашей планеты с целью создания более полной картины относительно астероидной «свиты» Земли и опасностей, от неё исходящей.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда – Новости»