ИА «Ореанда-Новости» Ряд аналитиков говорит, что сейчас наиболее подходящее время, чтобы сосредоточиться на показателях, которые отличаются от традиционных. «Угол зрения, под которым мы смотрим на мировую экономику, должен измениться. Мы больше не должны смотреть на экономический рост, инфляцию и денежно-кредитную политику через призму спроса. Вместо этого ключевым фактором теперь является снабжение», — рассказал Стивен Барроу (Steven Barrow), валютный стратег Standard Bank. До пандемии коронавируса предложение товаров и услуг было «эластичным» — оно легко изменялось в соответствии со спросом, отметил эксперт. Однако сейчас ситуация изменилась.

Многие экономисты, в том числе команда Bloomberg, разработали индексы или красочные тепловые карты, чтобы показать степень напряжения на линиях поставок. Они рассматривают традиционные показатели, такие как сроки доставки и соотношение заказов к запасам, наряду с альтернативными показателями, такими как тарифы на авиаперевозки грузов и количество судов, стоящих на якоре за пределами порта Лос-Анджелес.

Аналитики Moody's говорят, что дефицит предложения в США и Китае, двух крупнейших экономиках мира, по-прежнему значительно превышает докандемическую норму. Ситуация осложняется вспышкой коронавируса в КНР.

Получателем многих грузов из Китая являются порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич, которые обрабатывают около 42% всей контейнерной торговли США с Восточной Азией. По данным Тихоокеанской ассоциации торгового судоходства, доля морских контейнеров, находящихся в портах более пяти дней, в прошлом месяце выросла до 38,7% (по сравнению с показателем февраля рост составил более 5%). Время простоя контейнеров, перевозимых по железной дороге, выросло до 7,7 дня (в феврале 5,2 дня).

Европейские порты ещё больше страдают от сбоев, связанных с военной операцией РФ на Украине. Запрещённые российские грузы приходится отделять от других товаров, перенаправлять их или складировать. Это увеличивает объёмы работы и снижает пропускную способность.

По данным чикагской FourKites, платформы для отслеживания цепочек поставок, среднее время простоя экспортных контейнеров в европейских портах составило 10,8 дня, по сравнению с 9,2 в середине февраля. Что касается импорта, то ожидание выросло с 6,2 до 6,5 дня. Уточняется, что данные представлены по состоянию на 24 апреля.

Стоит напомнить, что по прогнозам специалистов IT-гиганта Apple, ограничения поставок станут причиной снижения квартальной выручки на 4-8 миллиардов долларов. Также об убытках из-за мер, призванных остановить распространение коронавируса в Китае, говорят в Microsoft и Texas Instruments.

Эксперты британской Drewry, исследовательской и консалтинговой компании, специализирующейся на судоходстве, считают, что дополнительная прибыль в отрасли контейнерных перевозок может составить 300 миллиардов долларов в этом году. Ожидается, что до конца 2022-го мировые ставки фрахта вырастут на 39%, поскольку заторы продлятся до первой половины 2023 года.

Андрей Букреев, ИА «Ореанда-Новости».