ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Радиоастрономического института общества Макса Планка (MPIfR) сообщила, что астрономами была открыта новая звезда-пульсар неизвестного до сих пор класса. Вспышки пульсара, вошедшего в новый класс магнетаров, происходят со скоростью один раз 75,88, что значительно медленнее стандартных параметров пульсации нейтронных звёзд. Звезда имеет очень сильное магнитное поле, что влияет на светимость и вращение, о чём в журнале Nature Astronomy была опубликована соответствующая статья.

Пульсарами называются пульсирующие нейтронные звёзды, они, как и целый ряд других представителей последних стадий звёздной эволюции, являются остатками взорвавшихся гигантских сверхновых светил. Вещество сверхновой сжимается так сильно, что тело по размерам становится сравнимо с планетой, масса и плотность возрастают. Электроны в ядрах «падают» на протоны, что приводит к образованию сверхплотного шара из нейтронов, каким и является нейтронная звезда. В настоящее время исследователям известно о 3000 таких нейтронных звезд в нашей галактической системе.

Профессор Манчестерского университета (Великобритания) Бен Стапперс, на чьи слова ссылается пресс-служба MPIfR, заявил, что, наблюдая за Галактикой с помощью радиотелескопа MeerKAT, астрономы случайно обнаружили новый пульсар неизвестного типа. Вращающаяся нейтронная звезда была найдена в системе Vela X-1. Объект, названный PSR J0901-4046, находился в 1,52 тысячах световых лет от Земли в созвездии Паруса и вырабатывал очень слабое электромагнитное излучение. Его вращение составляло один оборот в 75,88 секунд.

Согласно наблюдениям, пульсар создавал серии из семи отличных друг от друга сигналов, имевших резонансное соответствие с периодическими колебаниями на поверхности звезды. Данные радиовспышки не похожи световые пульсации других нейтронных звёзд, так как представлены качественно иными сигналами. В настоящий момент потенциальной причиной подобного поведения пульсара названы сейсмические колебания на поверхности небесного тела. Ведутся дальнейшие наблюдения за объектом.

Наблюдения за что PSR J0901-4046 позволили установить, что, исходя из низкой частоты световых колебаний, нейтронная звезда относится к вновь открытому классу магнетаров. Окончательное прояснение данного вопроса, по мнению астрономов, возможно будет в ближайшее время в ходе использования нового телескопа SKA.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»