ИА «Ореанда-Новости». Владелец гигантского контейнеровоза Ever Given надеется, что сегодня, 27 марта, проход будет разблокирован. По его словам пробоин в судне нет, а системы управления и гребные винты работают в штатном режиме. Об этом рассказал глава японской компании Shoei Kisen Kaisha Ltd. Юкито Хигаки, владелец судна.

При этом на месте происшествия продолжаются работы по удалению морского грунта. Чтобы сдвинуть с места застрявший контейнеровоз, специалисты одновременно используют два буксира. Об этом рассказали в немецком Bernhard Schulte Shipmanagement, сотрудники которого отвечают за качество технических работ, связанных с Ever Given. В общей сложности в операции пришлось задействовать десять буксиров, уточнили в Shoei Kisen.

До конца субботы эксперты как минимум дважды попытаются разблокировать Суэцкий канал. Если удаление морского грунта не принесёт ожидаемых результатов, с корабля уберут часть контейнеров, чтобы уменьшить его вес. Стоит отметить, что для того, чтобы сдвинуть Ever Given с места, пришлось извлечь из-под него более 20 тысяч тонн грунта.

Помощь США

Американские власти уже предложили свою помощь. Они объяснили, что имеют всё необходимое для возобновления судоходства в водах Египта: технические мощности и оборудование. Президент США Джо Байден отметил, что у ряда других стран таких возможностей нет. Глава Соединённых Штатов не уточнил, имеет ли ввиду Египет, на территории которого находится Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря.

Президент США добавил, что сейчас американские специалисты изучают, какую ещё помощь можно оказать владельцу 400-метрового контейнеровоза, попавшего в затруднительную ситуацию. Ранее к месту аварии из США отправились военные эксперты по углублению дна. Об этом сообщил американский телеканал CNN со ссылкой на собственный источник информации в Пентагоне.

Ветер, ветер, ты могуч

Судно, которое ходит под панамским флагом, село на мель в ночь на 24 марта. Установлено, что корабль следовал из КНР в Нидерланды. В результате происшествия Суэцкий канал оказался полностью заблокирован.

По словам специалистов, это случилось из-за погодных условий. Ever Given отклонился от курса из-за сильного ветра. Эксперты добавили, что ещё одной причиной того, что контейнеровоз сел на мель, стала песчаная буря, которая лишила экипаж возможности управлять судном. После этого корабль течением развернуло так, что он заблокировал судоходство.

Представитель компании Shoei Kisen, которой принадлежит контейнеровоз отметил, что судно весит свыше 220 тысяч тонн. Оно было построено в 2018 году и может одновременно перевозить до 20 тысяч контейнеров. Длина судна составляет 400 метров, а ширина — 59 метров.

Последствия затора

Сотрудники американского агентства Bloomberg подсчитали, что каждый день убытки от простоя Суэцкого канала увеличиваются почти на 10 миллиардов долларов. Из-за затора оказались заблокированными порядка 200 сухогрузов и танкеров, часть из которых предназначена для транспортировки нефти. В «пробке» стоят судна, на которых находится порядка 6.3 миллионов баррелей «чёрного золота».

Специалисты прогнозируют, что после того, как Суэцкий канал будет разблокирован, придётся ещё несколько недель устранять последствия происшествия. Это грозит нефтяным компаниям огромными убытками. Ведь Суэцкий канал является одним из самых важных мировых торговых маршрутов.

По прогнозам, больше всего пострадают поставщики нефти и сжиженного природного газа из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, а также ОАЭ и Катара. Они используют Суэцкий канал как основной маршрут для транспортировки топлива в страны Европы и США.

России на руку

Российские танкеры с нефтью так же «попали в пробку» в водах Египта, однако специалисты объяснили, что речь идёт о небольших партиях. По словам независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, через Суэцкий канал проходит лишь та нефть, которая предназначена для мелких потребителей в других странах, так что серьёзных убытков ждать не стоит.

В беседе с корреспондентом «РИА Новости» Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, отметил, что для отечественного «Газпрома» авария в Суэцком канале может стать причиной роста прибыли. С российским специалистом согласен глава подразделения рынков газа и электроэнергии Rystad Energy Карлос Торрес Диас. По его словам, Суэцкий канал — главный маршрут для конкурента РФ Катара, который является одним из мировых крупнейших производителей СПГ.

Стоит отметить, что в 2020 году его миновали около 19 тысяч судов. Через Суэцкий канал каждую неделю проходило примерно по пять катарских танкеров.

Андрей Букреев, ИА «Ореанда-Новости»