ИА «Ореанда-Новости» Владение огнем дало людям господство над миром природы. Исследование, проведённое под руководством Йельского университета, предоставляет самые ранние на сегодняшний день доказательства того, что древние люди существенно изменили целые экосистемы с помощью огня.

Исследование, опубликованное 5 мая в журнале Science Advances, объединяет археологические данные - плотные скопления каменных артефактов, датируемых 92 000 лет назад, - с палеоэкологическими данными на северных берегах озера Малави в восточной Африке, чтобы подтвердить, что ранние люди были инженерами экосистем. Они применяли огонь таким образом, чтобы предотвратить возобновление роста лесов региона, создав обширные кустарниковые угодья, которые существуют сегодня, сообщается в обзоре Science Daily.

Палеоантрополог Джессика Томпсон, представляющая Йельскогий университет, описывает в этом видео самые ранние свидетельства того, что люди изменяли свою экосистему с помощью огня.

"Это самое раннее свидетельство того, что люди коренным образом трансформируют свою экосистему с помощью огня", - заявила Джессика Томпсон, доцент кафедры антропологии факультета искусств и наук и ведущий автор статьи. "Это свидетельствует о том, что к позднему плейстоцену люди научились использовать огонь по-настоящему новыми способами. В этом случае их сжигание привело к замене лесов региона открытыми лесами, которые вы видите сегодня".

Томпсон провела исследование вместе с 27 коллегами из учреждений в США, Африке, Европе, Азии и Австралии. Томпсон руководила археологическими работами в сотрудничестве с Департаментом музеев и памятников Малави; Дэвид Райтом из Университета Осло, возглавлявшим усилия по датированию археологических памятников исследования; и Сарой Айвори из штата Пенсильвания, которая руководила палеоэкологическим анализом.

Артефакты, исследованные учёными, относятся к типу артефактов, произведенных в Африке в средний каменный век, возраст которого насчитывает не менее 315 000 лет. Самые ранние современные люди появились в этот период, а африканские археологические данные свидетельствуют о значительном прогрессе в когнитивной и социальной сложности.

Томпсон и Райт зарегистрировали несколько полевых сезонов археологических работ в этом регионе, прежде чем разговор с Айвори помог им разобраться в закономерностях, которые они наблюдали в своих данных. Исследователи обнаружили, что региональные археологические данные, его экологические изменения и развитие конусов выноса около озера Малави - скопления наносов, эродированных с высокогорья региона - датируются одним и тем же периодом происхождения, что позволяет предположить, что они были связаны.

Уровень воды в озере Малави сильно колебался на протяжении веков. Во время самых засушливых периодов в озере, последний из которых закончился около 85 000 лет назад, оно превратилось в два небольших соленых водоёма. Согласно исследованию, озеро оправилось от этих засушливых участков, и с тех пор его уровень остаётся высоким.

Археологические данные были собраны из более чем 100 ям, вырытых на сотнях километров конуса выноса, образовавшегося в это время стабильного уровня озера. Палеоэкологические данные основаны на подсчете пыльцы и древесного угля, которые осели на дно озера и позже были извлечены из длинного керна отложений, пробуренного с модифицированной баржи.

По заявлению исследователей, данные продемонстрировали, что всплеск накопления древесного угля произошёл незадолго до сглаживания видового богатства региона - количества различных видов, населяющих его. Исследование показало, что, несмотря на стабильно высокий уровень в озере, что означает большую стабильность экосистемы, после последнего засушливого периода видовое богатство уменьшилось, основываясь на информации из образцов окаменелой пыльцы, взятых со дна озера. Это было неожиданно, потому что в течение предыдущих климатических циклов дождливая среда породила леса, которые обеспечивают богатую среду обитания для множества видов, пояснила Айвори.

"Пыльца, которую мы видим в этот самый последний период стабильного климата, сильно отличается от того, что было раньше", - сказала она. "В частности, деревья, которые указывают на густые, структурно сложные лесные пологи, больше не являются обычным явлением и заменяются пыльцой растений, которые хорошо переносят частые пожары и беспокойство".

Учёные пришли к выводу, что увеличение количества археологических раскопок после последнего засушливого периода в сочетании с резким увеличением количества древесного угля и отсутствием леса предполагает, что люди манипулировали экосистемой с помощью огня. Масштаб их воздействия на окружающую среду в долгосрочной перспективе обычно ассоциируется с фермерами и пастухами, а не с охотниками-собирателями. Это предполагает ранние экологические манипуляции наравне с современными людьми, а также может объяснить, почему сформировались археологические данные.

По словам исследователей, сжигание в сочетании с климатическими изменениями создали условия, которые позволили сохранить миллионы артефактов в этом регионе. "Грязь катится под гору, если её не остановить," - сказал Райт. "Уберите деревья, и когда идёт дождь, в этой среде будет много грязи, спускающейся с холма".

Исследователи отметили, что предыдущие переходы от сухих к влажным условиям в регионе не давали подобного конуса наносов, и им не предшествовал такой же всплеск угля.

"Непонятно, почему люди сжигали пейзаж", - сказал Томпсон. Возможно, они экспериментировали с контролируемыми ожогами, чтобы создать мозаичную среду обитания, способствующую охоте и собирательству, - поведение, задокументированное среди охотников-собирателей. Возможно, их костры разгорелись бесконтрольно, или просто было много людей, сжигавших топливо в своей среде, которая обеспечивала тепло, готовку или общение, объяснила она.

"Так или иначе, это вызвано деятельностью человека", - сказала она. "Это показывает, что первые люди в течение длительного периода времени брали контроль над своей средой, а не находились под её контролем. Они изменили целые ландшафты, и, к лучшему или худшему, отношения с окружающей средой сохраняются и сегодня".

Эта работа финансировалась Австралийским исследовательским советом, Национальным географическим фондом Вайтта, Фондом Веннера-Грена, Полевой археологической школой Университета Квинсленда, Глобальной исследовательской сетью Корейского исследовательского фонда, Deutsche Forschungsgemeinschaft, Университетом Эмори и Форумом Бельмона.

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"