ИА «Ореанда-Новости» С тех пока, как в 1990-х годах завершилось соперничество США с СССР, Америка изо всех сил пыталась определить, какой должна быть её позиция в мире. Возможно, для прояснения этой цели и восстановления положения на мировой арене Америке необходим соперник. КНР может выступить в качестве такового, заявлено в статье, размещённой на сайте eurasiareview.com. 

США прошли долгую и тяжелую холодную войну с Советским Союзом и служили гарантом безопасности для небольших либеральных государств, которые время от времени терпели превышение американской мощи в обмен на защиту. Хотя мощь США нередко раздражала, она не вызывала структурных сбоев в либеральном интернационализме. Страх быть поглощенным соперничающей коммунистической идеологией и захваченным военной мощью СССР послужил связующим звеном, который скреплял возглавляемые США альянсы и структуры, включая НАТО и финансовые организации того периода.

Многое из этого изменилось с 1990-х годов. Великий мотиватор - угроза коммунизма - который позволил создать плавно функционирующую и связную форму международного либерализма, отступил. Исключительно либеральный порядок стал глобализованным, что благодаря чрезвычайно быстрому включению новых членов истощило систему от той эффективности, которая когда-то характеризовала её.

Существует много теорий, которые пытаются объяснить падение мирового влияния США и либерального порядка, пишет автор статьи. К этому следует добавить рост претендентов.

Китай и, в меньшей степени, Россия, несомненно, выступают в качестве главных соперников, сообщается статье. В частности, КНР может стать необходимым соперником. Без крупного и конкурентоспособного конкурента в этой области надежда на успешный и непрерывный либеральный порядок под руководством Америки с его различными договорами, сделками и союзами будет тщетной.

1990-е и начало 2000-х годов, эпоха американской односторонности, продемонстрировали, что, действуя в одиночку, Америка теряет престиж и создает разногласия между своими союзниками. Столкнувшись с всеобъемлющими врагами, порядок под руководством США действует более гладко.

Китай появился в решающий момент: как раз тогда, когда либеральный интернационализм переживал кризис и нуждался в мотивации, чтобы продолжать действовать. Угроза со стороны России уже не достаточно велика, чтобы объединить жителей западных стран и союзные с СШа азиатские демократии, в отличие от Китая, заявлено в публикации. Он представляет собой вызов, так как помогает многим странам по всему миру, которые презирают США за их однополярность. Эти государства используют Китай для того, чтобы улучшить свои позиции на переговорах.

Мир переживает переходный период. Есть разговоры о неизбежной победе Китая над США, но есть также оптимистичные настроения на коллективном Западе в отношении того, что вызов Китаю имеет лишь краткосрочное значение. Стороны испытывают друг друга и готовятся к более жесткой конкуренции. Это не означает, что произойдёт прямое военное столкновение, однако это не исключает прокси-войн в сторонних странах, в первую очередь в Индо-Тихоокеанском регионе.

Конкуренцией Китая и Америки также увеличиваются темпы регионализации международной системы. Кто-то может даже возразить, что мы являемся свидетелями появления новых сфер влияния.

Вызов КНР имеет фундаментальное значение и по другим причинам, отмечено в статье. В отличие от СССР, Китай действует в рамках порядка, поддерживаемого Америкой. Этим затрудняется для СШа создание немедленной коалиции против Пекина, так как Америка и её союзники, вероятно, последуют за слишком большой отдачей, как экономической, так и геополитической. Но "действие изнутри" также делает Китай уязвимым, так как он должен придерживаться правил, когда на него оказывают коллективное и последовательное давление.

Проблема Китая также связана с чем-то большим. Он показал, что может использовать современность. Прогресс, который когда-то считался достоянием Запада, потому что считался прямым результатом либеральных норм, был использован нелиберальным Китаем, уверждает автор публикации.

У нелиберальных государств во главе с Китаем появилось собственное движение. Нелиберализм возводится на уровень новой идеологии. Удивительно, но это благо для США, их мотивов и их способности реструктурировать мировой порядок, чтобы они не потеряли влияние из-за бездействия или стремления к однополярности. С точки зрения идеологии, борьба с соперником   - важный компонент в формировании решимости США. Это произошло во время холодной войны и в эпоху Буша, когда был объявлен крестовый поход против терроризма, заявлено в публикации.

Несмотря на то, что его называют нестабильным, современный нелиберализм с его атрибутами современных технологий более устойчив и может оказаться более серьёзной проблемой, чем коммунизм. Неспособность выполнить свои обещания убила коммунистическую мечту, но неудача авторитарного режима может не разрушить нелиберальный порядок так быстро, как некоторые думают. По сути, это подъем контрпросвещения, в котором возвращается главенство государства, а демократические споры считаются отнимающими много времени и бессмысленными.

Необходимый вызов Китаю поможет Америке сохранить и реструктурировать свою систему альянсов. Угрозы для США в Евразии сохранятся и даже увеличатся. По мере того, как это будет разворачиваться, будет развиваться логика создания альянсов. В конце концов, могущественный Китай поможет наладить трансатлантические связи. Можно даже утверждать, что в долгосрочной перспективе может произойти определенное сближение с российской стороной. Этого не хватило бы для того, чтобы заманить Москву в полноценный союз против Китая, но Кремль приветствовал бы возможность быть более маневренным в своей внешней политике. В конце концов, теперь, когда фиксация на Западе ушла, никто в Москве не хочет новой геополитической фиксации на Китае, сообщается с статье.

"Неудачи Америки часто преувеличиваются. Америка, несмотря на проигрыш в войнах и сопротивление со стороны своих альянсов, сумела сохранить своё всемогущество. Эта позиция, несомненно, вызывает ревность, попытки уравновесить другие державы и даже откровенную враждебность, но научная тенденция к описанию американской мощи как на убывании может быть столь же неверной, как и утверждение неизменной преемственности в геополитическом статусе Вашингтона".

Имея Китай в качестве конкурента, США могли бы возобновить своё стремление к либеральному порядку. Последний может расшириться, как в 1990-е годы, но, скорее всего, последует консолидация в демократических странах. Для США действовать однополярно было бы более опасно, чем когда они сталкиваются с соперниками. Китай мог заставить США действовать в рамках либерального порядка так же, как это было в эпоху холодной войны. Это вызывает уважение со стороны его демократических коллег и показывает необходимость работать с США, заключает автор публикации.

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"