ИА «Ореанда-Новости» Группой исследователей под руководством Джанни Галлелло из отдела доисторической, археологии и древней истории Университета Валенсии впервые был применён анализ редкоземельных элементов для обнаружения деятельности человека в доисторической пещере. Путём анализа археологических слоев с помощью химических методов стало возможным интерпретировать занятие и использование пещеры Кочина (Дос-Агуас). Ранее группой  ArchaeChemis был использован данный анализ на месторождениях Эфиопии и Танзании, заявлено в обзоре eurasiareview.com.

Редкоземельные элементы - это обычные химические элементы земной коры, важность которых как стратегического ресурса в последние годы возрастает, так как они необходимы для того, чтобы развивать новые технологии. Джанни Галлелло, первый подписавший работу, специализируется на анализе использования редких почв как индикатора человеческой деятельности.

Многопрофильная команда под руководством Галлелло, которая состоит из исследователей из отдела доисторической истории, археологии и древней истории и отдела аналитической химии (ArchaeChemis), вместе со специалистами Британской геологической службы и Калифорнийского университета (Санта-Барбара), впервые применила анализ этих элементов для того, чтобы изучать человеческую деятельность на доисторическом месте.

"Для определения этих элементов была использована масс-спектрометрия из образцов, взятых из археологических отложений, переваренных кислотным раствором, чтобы впоследствии можно было изучить их пропорции и концентрации", - сообщил Галлелло. Этот анализ археологических отложений был разработан в рамках междисциплинарного подразделения ArchaeChemis в течение последних 10 лет и был опробован в Эфиопии, Танзании или Валле-дель-Серпис (Аликанте).

В исследовании, опубликованном в Boreas, одном из самых важных международных научных журналов по четвертичным исследованиям, рассматривается информация из доисторического места, пещеры Кокина (Дос Агуас), недавно раскопанной Университетом Валенсии и SIP (Музеем предыстории Валенсии) под руководством Орето Гарсии Пучола, Сары МакКлюр и Хоакима Хуана Кабанильеса. Длинная последовательность человеческого присутствия (8500 – 4000 лет до н. э.) включает в себя в основном свидетельства деятельности, связанной с охотой, собирательством и скотоводством.

"В этом исследовании редкие элементы почвы и стратиграфическая информация использовались вместе с другими археологическими маркерами. Таким образом, концентрации и пропорции этих элементов очень согласуются с археологической интерпретацией. Наши исследования демонстрируют, что земли могут быть очень полезны для определения того, связано ли формирование почв или археологических слоев с естественными процессами или антропной деятельностью", - говорит Джанни Галлелло, ранее отмечавшийся в программе Марии Кюри в Йоркском университете.

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"