ИА «Ореанда-Новости» Новое исследование продемонстрировало, что прямые изменения человеком естественных водных экосистем могут привести к увеличению выбросов метана, пишет издание Eurasiareview.

Метан - намного более эффективный улавливатель тепла, чем углекислый газ

Количество атмосферного метана выросло в три раза с доиндустриальных времён. Метаном улавливается тепло намного эффективнее, чем углекислым газом, и на сегодняшний день на его долю приходится двадцать пять процентов атмосферного потепления.

И большая часть данного углеводорода поступает из водных систем, а человеческой деятельностью вносится вклад в уровни выбросов метана, заявлено в публикации журнала Nature Geoscience.

Недооценка важности водных экосистем как источников выбросов метана

Специалист Джудит Розентретер, работающая научной сотрудником в Йельской школе окружающей среды, сделала заявление о том, что глобальный вклад и важность водных экосистем как источников выбросов метана недооценивают.

Розентретер и её командой, в которой состояли 14 учёных со всего мира, было проведено исследование, в ходе которого рассматривались потоки метана из пятнадцати ключевых природных, антропогенных и водных экосистем и водно-болотных угодий, в том числе внутренних, прибрежных и океанических систем. Учёные выяснили, что при объединении выбросов метана из данных водных экосистем они потенциально являются более крупным источником метана, чем прямые антропогенные источники углеводорода, такие как сельское хозяйство или сжигание ископаемого топлива. Учёные пришли к выводу, что на водные экосистемы и водно-болотные угодья приходится не менее половины общего количества выбросов метана.

Питером Раймондом, специалистом в области экологии, сказано, что точный учёт источников метана в водных экосистемах и их влияние на деятельность человека важны для понимания концентрации данного углеводорода в атмосфере.

Влияние человеческой деятельности

Отдельно стоит вопрос о том, каким образом человеческая деятельность повлияла на выбросы метана из водных источников.

По словам Розентретер, всё, что создал человек или всё, что подвергалось воздействию людей, имеет намного более высокие потоки метана, чем природные объекты.

Выращивание риса ежегодно выделяет больше метана, чем все прибрежные водно-болотные угодья и океаны вместе взятые. Сток удобрений заставляет озера, богатые питательными веществами, и водохранилища выделять метан, заявлено в публикации.

Прибрежные аквакультурные хозяйства имеют потоки метана на площадь, которые в 7-430 раз выше, чем потоки данного углеводорода из природных прибрежных местообитаний, таких как мангровые рощи, солончак или водоросли.

Что можно предпринять для решения проблемы антропогенных выбросов метана

Однако в исследовании отмечено, что сегодня имеются возможности для уменьшения антропогенных выбросов с помощью грамотных управленческих методов.

Профессором Карлосом М. Дуарте заявлено, что интенсивные выбросы метана из водных экосистем предлагают возможности для вмешательства, которое обеспечит потенциально быструю победу в том, чтобы сократить выбросы парниковых газов, при условии гораздо большей роли, которую выделяет молекула метана по сравнению с углекислым газом.

В публикации сказано, что если сократить содержание питательных и органических веществ в пресноводных озёрах, восстановить приливной сток в деградированных прибрежных заболоченных территориях, то эти действия могут привести к сокращению выбросов метана.

В свою очередь Брэдли Эйр из австралийского Университета Южного Креста заявил, что снижение выбросов метана из водных систем станет важной частью стабилизации температуры на планете.

Если повышать осведомлённость об объёмах выбросов метана, которые происходят от аквакультуры и других водных систем, то это может помочь в получении новой информации для мониторинга и измерений, которые определяют, где и как образуются выбросы метана, и которые меняются с течением времени.

«Осознание этого также даёт возможность поддерживать чистоту нашей воды», - отметила эксперт Розентретер.

Евгений Прокопов, ИА "Ореанда-Новости"