ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба CERN сообщила, что сотрудники Европейской организации по ядерным исследованиям разработали и запустили микрозонд CELESTA, предназначенный для изучения влияния космического излучения и частиц на электронику, в том числе микрочипы и процессоры.

Научный сотрудник CERN Рубен Алия, на чьи слова ссылается пресс-служба организации, заявил, что успех миссии CELESTA определит дальнейшую судьбу прибора Space RadMon, размещённого на борту сателлита. Space RadMon должен будет устанавливаться внутри микрозондов, образующих группировки спутников связи. В его задачи планируют включить обнаружение неполадок и погрешностей в работе электронной аппаратуры с целью плановой замены зонда.

Спутник, запущенный в рамках миссии CELESTA, относится к типу микрозондов и оснащён только одним научным инструментом – датчиком радиации Space RadMon. Сателлит был выведен на орбиту с космодрома CSG во французской Гайане с помощью ракеты-носителя Vega-C.

В состав датчика входят миниатюрные версии детекторов ионного излучения наподобие тех, которые установлены на Большом адронном коллайдере, вновь возобновившем свою работу. Эти детекторы позволят фиксировать частоту и силу «бомбардировки» электронной аппаратуры космическими частицами и оценить общий уровень воздействия внешней среды на микросхемы на высоте несколько тысяч километров над Землёй в зоне работы орбитальных зондов. Зонд CELESTA запущен в ту область земной орбиты, где присутствует одна из двух особых зон траектории движении нашей планеты, называемая областью Ван Аллена. Земля здесь захватывает электроны и протоны, летящие от Солнца, частицы высоких энергий, встречающиеся с магнитным полем планеты. Интенсивность взаимодействия с излучением и космическими корпускулами в данной зоне пространства выше, чем в других околоземных областях, поэтому специалистам крайне важно получить более точные данные о частоте «бомбардировок» поверхности спутников субатомными частицами. Это поможет составить более полную картину о повреждениях, наносимых электронной аппаратуре в космосе, и более точно прогнозировать работу, связанную с заменой микрозондов, а также определять необходимые инструменты защиты микросхем.

Полученные данные позволят с учётом обнаруженной радиационной нагрузки безошибочнее и актуальнее выявлять вышедшие из строя спутники или находящиеся на пределе износа, что особенно важно для флотилий зондов, где размер аппаратов минимален, а конструкция более подвержена космическим рискам.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»