ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Массачусетского технологического института (MIT) сообщила о том, что американские астрономы обнаружили в созвездии Цефея необычайно долгий и упорядоченный радио-всплеск (FRB). Продолжительность его составила около 3 секунд, при этом сигнал был строго периодичен. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.

Научный сотрудник MIT Даниэль Микилли, на чьи слова ссылается пресс-служба ВУЗа, сообщил, что источник FRB-всплесков, расположенный очень далеко от Земли, до конца не изучен. Впервые эти сигналы были зафиксированы в 2007-м году во время наблюдения за пульсарами с австралийской обсерватории Паркс. Это мощные радиоимпульсы с не до конца прояснённой периодической структурой. Пока не совсем понятно, как возникают столь мощные FRB-вспышки, не понятно также, почему повторяются далеко не все из импульсов данного класса. Их связывают с нейтронными звёздами, но в изучении этой проблемы пока очень много вопросов. В течение пятнадцати лет на эти вопросы пытаются ответить с помощью канадского телескопа CHIME и китайской обсерватории FAST.

С помощью CHIME астрономы обнаружили пока самый мощный источник FRB-вспышек, расположенный в созвездии Цефея. В данном секторе неба находится галактика, удалённая от Земли более чем на три миллиарда световых лет. Учёные присвоили объекту, находящемуся в данной галактической системе, имя FRB 20191221A.

Радио-всплеск был обнаружен в декабре 2019-го года. До сих пор данный сигнал не имеет аналогов в истории астрономических наблюдений. Кроме того, что его протяжённость составляет около трёх секунд, что очень долго по меркам космических радиосигналов, он ещё «пересечён» короткими периодическими структурами, длящимися несколько сотен миллисекунд. До этого такой периодичности в радиосигналах исследователи не наблюдали. В настоящее время не совсем понятно, как возник этот FRB-сигнал и почему он так отличается от других радио-всплесков, идущих от нейтронных звёзд. Исследователи предполагают, что причиной столь сложного периодического сигнала может быть взаимодействие вращающейся нейтронной звезды, имеющей своё магнитное поле, с плазмой, вращающейся по орбите вокруг нейтронного светила.

Предлагаемая версия образования сигнала оставляет надежду на то, что объект FRB 20191221A в ближайшее время станет источником ещё ряда всплесков. Астрономы надеются на то, что более пристальное изучение данного объекта, а также анализ родственных сигналов, идущих из других источников, помогут выяснить истинный механизм возникновения столь необычного радио-всплеска.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»