ИА «Ореанда-Новости». Адмирал Вячеслав Попов 22 ноября заявил, что российская подлодка «Курск» затонувшая в августе 2000 года, пошла ко дну из-за столкновения с кораблём НАТО.

В 2000-х адмирал Попов командовал российским Северным флотом. Спустя более 20 лет после трагедии адмирал рассказал, что за АПЛ «Курск» следила подлодка НАТО. Либо из-за «состояния моря», либо из-за манёвра российского судна иностранная подлодка приблизилась к «Курску» слишком близко, что и стали причиной трагедии. Адмирал заявил, что даже «готов с вероятностью в 90%» назвать наименование судна, однако, делать это отказался из-за недостаточности доказательств. Он назвал судно «натовской подлодкой». Сигналы SOS издавал именно этот корабль, получивший повреждения, а не российское судно.

Попов не впервые выдвигает такую теорию. После трагедии в 2000 году вышел фильм Аркадия Мамонтова про гибель подлодки, в котором адмирал говорил, что «главной версией» для него по-прежнему остаётся удар по «Курску» другой подлодкой, «конечно, неосознанный».

Адмирал считает, что удар пришёлся в носовую часть подлодки, что привело к повреждению торпедного аппарата. Именно это и стало причиной взрыва и затопления первого отсека.

Однако, при ударе пострадала и натовская субмарина. Эту подлодку обнаружила противолодочная авиация ВМФ России у берегов Норвегии «лежащей на грунте».

Гибель АПЛ «Курс»

Подводная атомная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года. «Курс» находился в Баренцевом море на учениях. Подлодку обнаружили на следующий в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. На борту крейсера находилось 118 человек. Все они погибли. Однако, после поднятия тел на поверхность оказалось, что 24 члена экипажа умерли не сразу, они некоторое время после взрыва оставались в живых, и ждали помощь.

Россия запросила у США и Великобритании провести инспекцию подлодок, которые в момент гибели «Курска» находились в районе учений. Это атомные подлодки Memphis и Toledo ВМС США и Splendid ВМС Великобритании. Однако, власти стран заявили, что все они в рабочем состоянии, и отказали в проведении осмотра.

По официальной версии властей причиной трагедии стал взрыв торпеды на борту и последующая детонация боезапаса.

Реакция властей РФ на версию Попова

Замглавы думского комитета по обороне Алексей Журавлев заявил, что российские военные должны обратиться в международные инстанции с требованием возобновить расследование, если у них появились какие-либо новые факты о гибели подлодки. Россия понесла огромный урон - и материальный, и репутационный, а значит, виновные должны заплатить за это. Даже, если это произошло случайно, «по неосторожности». Сейчас, подчеркнул политик, российский флот имеет такое оборудование, которое позволяет делать «прозрачными» целые районы мирового океана. В НАТО должны помнить об этом, и не «заплывать за буйки».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался давать комментарий по версии Попова. Он напомнил, что официальное расследование давно завершено, причины были установлены.

"Исповедь или политические игры"

Начальник главного штаба ВМФ РФ в 1998-2005 годы, адмирал Виктор Кравченко согласен с версией Попова. Он отметил, что на столкновение двух подлодок указывали «косвенные причины». Он сообщил, что ряд американских подлодок имеет на борту устройство, способное автоматически отправлять сигнал SOS.

Военный эксперт капитан 1-го ранга Владимир Гундаров считает, что в словах Попова много нестыковок. Первое, этим признанием бывший адмирал заявляет о своей неспособности управлять флотом, ведь получается, что в район боевых учений незаметно проникло иностранное судно. Неясно, почему эту подлодку обнаружили около норвежских берегов, а не российских, и почему российские корабли не отреагировали на сигналы о помощи. Это считается преступлением в международном морском праве. Кроме этого, эксперт сомневается, что подлодка могла бы взорваться от удара. Случаев столкновения подлодок множество, однако к таким трагедиям это никогда не приводило, корабли всегда своим ходом покидали место столкновения.

Военный обозреватель Виктор Баранец напомнил, что Попов выдвигал эту версию сразу же после трагедии. Эта версия многократно муссировалась и российскими, и западными журналистами. Сейчас ничего нового к тем событиям адмирал не добавил. Однако, возникают вопросы, почему он решил вновь напомнить об этом сейчас? Может, у него есть «козыри», которые смогут пролить свет на те события? А может устами российского военного власти РФ решили напомнить НАТО про «неоплаченный должок» в момент, когда отношения между российскими властями и властями США и НАТО достигли кризисной точки? В пользу версии Попова говорит странная пробоина на «Курске». Есть вероятность, что это след от столкновения с другим судном или от удара торпеды, считает эксперт.

Согласен с ним и советский и российский офицер-подводник, Герой России Юрий Юрченко. Он отметил, что версия о нападении иностранной подлодки на АПЛ «Курск» в 2000-е не была «политически выгодна властям». Ведь именно после этой трагедии наметилось «потепление» в отношениях России и Запада. Сейчас ситуация вновь накаляется, и российские власти решили напомнить о трагедии, чтобы пригрозить НАТО разоблачением.

Военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин говорит, что версия может быть реальной. О ней говорили и адмирал Попов, и министр обороны того времени Игорь Сергеев, однако неясно, почему они вдруг замолчали, и почему вдруг заговорили об этом снова, спустя 20 лет. Возможно, Попов хочет «повиниться» или исповедаться. Подтверждений этой версии много - загнутый внутрь элемент обшивки, приказ Попова, командовавшего теми учениями, срочно покинуть район манёвров. Есть вероятность, что адмирал боялся, что от удара о грунт подлодки сработают крылатые ракеты «Гранит», и пытался увести российские корабли от возможного удара этих ракет. С другой стороны, почему если Попов с самого начала предположил столкновение, не отправил на поиски второй подлодки противолодочную авиацию? Вопросов много, а ответов мало, подвёл итог эксперт.

Екатерина Иванова, «ИА «Ореанда-Новости»