ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Комитет Госдумы по международным делам в четверг, 20 января, рассмотрит в третьем - окончательном - чтении проект ратификационного закона к новому российско-американскому договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Депутаты намерены одобрить два проекта сопутствующих заявлений в дополнение к уже выдвинутым условиям со стороны РФ к СНВ-3 в ответ на ратификационную резолюцию сената США.

Как пояснил глава комитета, единоросс Константин Косачёв, в ратификационном пакете речь идёт не только о самом законопроекте, но и о заявлениях, которые будут предлагаться Госдуме к принятию в рамках третьего чтения. Одно из них даёт российское толкование понятия "стратегическая стабильность", или подтверждение взаимосвязи СНВ и ПРО, а другое представляет собой обращение парламента к президенту РФ о развитии стратегического ядерного комплекса. "В них (проектах заявлений) зафиксировано, что одностороннее понимание США отдельных положений нового Договора о СНВ не меняет юридических обязательств США по Договору и не налагает на РФ никаких дополнительных обязательств", - добавил он, пишет сайт "Единой России".

В рамках обсуждения во втором чтении Госдума уже одобрила российские "оговорки" и интерпретации к СНВ-3. К первоначальному тексту постановления с одной единственной статьей - "ратифицировать" - депутаты добавили ещё 5 норм. При этом сам текст Договора не изменился.

В новых положениях, по словам Косачёва, подробно прописываются условия, на которых должен ратифицироваться новый Договор, полномочия руководства России и палат Федерального Собрания, уточняются исключительные обстоятельства, которые могли бы подвигнуть на выход России из Договора СНВ, оговариваются возможности проведения дальнейших переговоров по другим видам вооружения. "Российские интерпретации не меняют текста Договора, не являются зеркальным отражением резолюции сената США к ратификации СНВ-3, но балансируют соглашение и возвращают его к формату на момент подписания лидерами России и Америки", - подчеркнул депутат.

Косачёв пояснил, что условиями выхода из Договора российской стороны предлагается признать нарушение со стороны американцев его положений, одностороннее развёртывание США, а также "другими государствами или группой государств" таких систем ПРО, которые "качественным образом нарушают национальную безопасность и обороноспособность РФ", а также принятие на вооружение систем в неядерном оснащении без соответствующих решений двусторонней консультационной комиссии. Помимо этого ратификационным законопроектом правительству РФ вменяется обязанность ежегодно отчитываться перед Госдумой о ходе реализации Договора, а президенту РФ - разработать программу развития стратегических ядерных вооружений.

В четвёртой статье, в частности, указано, что положения преамбулы договора, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, должны в полном объёме учитываться сторонами и имеют всю юридическую силу. Другим условием выполнения Договора станет распространение системы учёта боезарядов и средств их доставки не только на уже существующие виды вооружения, но и на все те, которые могут появиться в будущем.

Оговорено, что Россия будет поддерживать свой ядерный потенциал и боевую готовность, что подразумевает разработку и испытание нового вооружения. Депутаты требуют сохранения и развитие необходимой научно- исследовательской и опытно- конструкторской базы, а также производственных мощностей.

Россия также не будет предоставлять США информацию о пусках новых типов своих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок. Согласно принятым поправкам, реализация нового Договора о СНВ осуществляется при соблюдении, в том числе, такого условия, как "предоставление США телеметрической информации о пусках существующих типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ только до момента отделения автономного блока разведения или полезной нагрузки от последней ступени МБР или ракет подводных лодок". Одновременно оговоркой является "непредоставление США телеметрической информации о пусках новых типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ". Одновременно оговоркой является "непредоставление США телеметрической информации о пусках новых типов МБР и баллистических ракет подводных лодок РФ".

Отдельной статьей теперь оговаривается, что "президент РФ принимает решение о проведении переговоров по дальнейшему сокращению и ограничению ядерных вооружений с учётом хода реализации нового Договора о СНВ, его принципов и положений, а также состояния таких вооружений США, третьих государств в комплексе с другими задачами национальной безопасности РФ".

Госдума приняла законопроект о ратификации Договора СНВ в первом чтении 24 декабря. Сенат Конгресса США одобрил Договор 22 декабря, сопроводив его сопутствующей резолюцией с рядом оговорок.

Новый Договор о СНВ-3 был подписан президентами России и США в апреле 2010 года в Праге. Он обязывает стороны за семь лет сократить суммарное количество боезарядов примерно на треть - до 1,55 тыс. и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.

Как ранее пояснял журналистам председатель Высшего совета партии "Единая Россия", спикер Госдумы Борис Грызлов, вопрос о ратификации впервые обсуждается в Госдуме по процедуре трёх чтений, окончательное намечено на 25 января. "Мы вынуждены были это сделать, поскольку Конгресс США принял определённые оговорки к тому тексту, который был подписан президентами РФ и США", - отметил он.