ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Вот уже и сами российские авиакомпании признали существование системного кризиса рынка авиаперевозок в России. Об этом накануне в рамках форума "Крылья России" заявили несколько топ-менеджеров российских перевозчиков.

Кризис

Верить не хочется, но горькая правда даёт понять - крылья у России подрезаны, причём чуть ли не под корень.
Ещё одним доказательством кризиса стало увольнение руководителя Росавиации Евгения Бачурина. Многие эксперты связывают его отставку со скандалом в авиационном альянсе AirUnion, финансовые проблемы которого стали причиной задержки десятка рейсов.
Ладно были бы только задержки, так ведь ещё и угроза крушений давно перестала быть призрачной. Одной из последних трагедий стала катастрофа "Боинга-737" в Перми, в результате которой погибли 88 человек.

Между тем, опрос, который проводится на нашем сайте показывает, что главной причиной участившихся авиакатастроф является "Гонка авиакомпаний за прибылью в ущерб безопасности" – этот пункт выбрало более 57 процентов проголосовавших. На втором месте с большим отрывом и 18 процентами – пункт "Отказы авиатехники".  Остальные варианты ответов на вопрос "В чём причины участившихся авиакатастроф?", с которыми можно ознакомиться и проголосовать на главной странице сайта, едва набирают пять процентов.

Проверка

Инспекторы Международной организации гражданской авиации (ICAO) закончили проверку авиационной безопасности в России. Сделанные ими выводы были переданы в начале недели Минтрансу. А некоторые члены организации поделились впечатлениями от проверки. "Чиновники словно пытались увильнуть от работы. В частности, они подошли безответственно к подготовке документов для инспекторов ICAO. Затягивали сроки подготовки. Некоторые чиновники исчезали со своих рабочих мест – болели или находились в отпусках", - рассказал Газете.ru профессор кафедры международного права РУДН эксперт ICAO Виталий Бордунов. Эксперт также заявил, что у него сложилось ощущение, будто к иностранным проверяющим в России относились как к надоедливой мухе. Несмотря на такое недовольство, эксперт признал, что "страшных недостатков, требующих немедленного устранения, в России не выявлено". При этом Виталий Бордунов  не отрицает, что в РФ авиационная безопасность не соответствует международным стандартам. "Стандарты качества ICAO прописаны в 18-ти приложениях Чикагской конвенции. Это эталоны, критерии оценки авиационной безопасности. Но от стран не требуется беспрекословно применять их на практике", - рассказал эксперт.

Спасение

Ведущие российские перевозчики обозначили те меры, которые, по их мнению, помогут преодолеть кризис и вывести гражданскую авиацию на достойный уровень. Так, генеральный директор ОАО "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов сказал, что российским авиакомпаниям необходимо дать доступ к кредитным ресурсам. "Получить кредитную линию невозможно, если российские авиакомпании не поддержать кредитами зимой, до весны мало кто устоит", - сказал он. Также директор "Уральских авиалиний" предложил немедленно обнулить таможенные пошлины на ввоз всех воздушных судов иностранного производства. "Сейчас взять западные самолёты смогут только 15-20 российских авиакомпаний. На ввоз западной техники нужны большие разовые инвестиции. И поэтому ОАК нечего бояться", - заявил он. Третья мера, по мнению Скуратова, должна затронуть рыночное основание цены на авиационное топливо.
Премьер-министр РФ Владимир Путин решение проблем видит в производстве современных конкурентоспособных пассажирских самолётов. "Если сравнить Ил-62 и современный самолёт - сколько кто из них потребляет топлива? Отсюда и цена на билет. Нам нужны современные самолёты", - заявил накануне российский премьер на встрече с фракцией КПРФ. Владимир Путин также добавил, что для полноценного развития этой отрасли необходимо завершить создание авиационной компании, формирование которой уже началось. Так, 9 октября поступило сообщение о том, что Росимущество передало госкорпорации "Ростехнологии" пакеты акций авиакомпаний, входящих в состав печально известного альянса AiRUnion. Об этом сообщила газета "Коммерсант". Документы о передаче госдоли в перевозчиках "Красэйр" (51 процент), "Домодедовские авиалинии" (50,04 процента) и "Самара" (46,5 процента) подписаны Росимуществом. Также Минтранс разрешил направить в "Ростехнологии" пакеты ценных бумаг авиакомпаний "Дальавиа", "Владивосток-авиа" и "Сахалинские авиатрассы". В результате будет образован новый холдинг, рабочее название которого "Авиалинии России".  Ожидается, что к 2012 году капитализация нового авиахолдинга достигнет 30-35 млрд руб.

И предложения авиаперевозчиков, и предложения премьера дельные, а различаются лишь по времени их воплощения. Пока же остаётся констатировать факт, что крылья у России подрезаны, причём чуть ли не под корень.

Даннил Привольнов, Ореанда-Новости.

Следующий материал выйдет 17.10.2008.

Читайте также:

Депозиты уходят в "минус" вместе с надеждами россиян

500 долларов в минуту или как заработать на детях

Финансовый кризис: когда же будет "дно"?

Спасение пенсий ценой бизнеса

Школа: источник знаний или опасности?