ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В популярной песне, слова которой вынесены в заголовок, речь идёт о влюблённом герое, который опаздывает на последнюю электричку из-за любимой. Сейчас фраза о сбежавшей электричке приобретает гораздо более негативный оттенок. Возможно, электричка будет не просто последней, а единственной, но попасть в неё не будет никакой возможности, хотя билет куплен.

Так случилось вечером, 15 июня в столице Чувашии - Чебоксарах. Около 40 человек, которые приобрели билеты на электричку по маршруту "Чебоксары-Канаш", не смогли поместиться в единственный поданный на платформу вагон. Недовольные местные жители вышли на пути и перекрыли дорогу поезду. Рельсовая война длилась более получаса. Уговорить людей уйти с путей удалось только после того, как их обещали доставить до места назначения автобусом.

Этот неприятный инцидент, произошедший в небольшой национальной республике, жители которой известны своей кротостью, говорит о том, что ситуация в области железнодорожного пригородного сообщения близка к катастрофичной.

Такое положение дел сложилось после реформы, которую затеяло ОАО "РЖД". Избавиться от пригородных электричек, которые хотя и являются социально значимым видом транспорта, но чаще всего приносят одни убытки, монополист мечтал давно. Своего он добился 1 января 2011 года, когда вступил в силу закон, по которому пригородными перевозками начали заниматься несколько десятков региональных пригородных пассажирских компаний (ППК). 49% каждой такой компании, которые в основной массе назвали ОАО "Содружество", принадлежит РЖД, а оставшиеся 51% местным властям. Иначе говоря, региональные правительства должны платить монополисту за составы, вагоны и прочие железнодорожные радости.

У местных властей денег на обеспечение полноценного пригородного сообщения, естественно, нет. Им оставалось идти по двум путям: повышать цены на проезд или сокращать число поездов. Поскольку 2011 год был предвыборным годом, за которым последовали выборы президента, повышать цены на электрички означало вступать в конфликт с потенциальными избирателями. Учитывая, что россияне давно привыкли к низким ценам на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, конфликт был бы неизбежен. И тогда власти пошли по второму пути. Они стали снижать количество поездов и вагонов. Оплачивать РЖД аренду подвижного состава региональные правительства также не спешат, а то и вовсе отказываются платить по счетам.

О неприятном инциденте в Чебоксарах 18 июня говорили на планёрке правительства Чувашии. На совещание был приглашён руководитель ОАО "Содружество" в республике Иван Белов, который поднял вопрос с компенсации в размере 94 млн руб., которую должно оплатить ППК правительство республики. Также на заседании выяснилось, что 15 июня был не единственным днём, когда электричку подали с одним вагоном, а не с двумя, как прописано в договоре. "Укороченная" электричка была подана 12 июня и тогда также не все люди смогли поместиться в вагон. По словам главы республиканского МВД Сергея Семёнова, волнения народа начались ещё в конце мая, но тогда люди не выходили на рельсы.

Схожий инцидент произошёл ранее в Самарской области. Железнодорожную магистраль здесь перекрыли около ста местных жителей. Так они выразили своё возмущение сокращением числа вагонов электрички "Самара - Жигулёвск". Вместо десяти вагонов сейчас по рейсу курсируют только четыре, которые заведомо не могут вместить всех пассажиров. Пути оставались перекрытыми около часа. Сотрудники транспортной полиции вызвали ОМОН, но, к счастью, обошлось без столкновений. Возмущённые пассажиры разошлись добровольно.

Проблема пригородного сообщения в ряде регионов усугубляется дополнительными факторами. Например, на питерском и нижегородском направлениях курсирует скоростной поезд "Сапсан", который значительно усложнил график пригородных поездов. А где-то вместо обычных "социальных" электричек начали пускать скоростные повышенной комфортности. Естественно, стоимость проезда на таких поездах гораздо выше, что вызывает недовольство пассажиров. Кстати, за подобные новшества ФАС уже наложил штраф на ОАО "РЖД".

Железнодорожный монополист постоянно жалуется на убыточность пассажирских перевозок. Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин как-то заявил, что примерно 30% всех пассажиров электричек являются безбилетниками. В связи с этим монополист объявил о масштабной программе по установке турникетов на железнодорожных станциях. Правда, при этом скромно умолчал о сумме затрат на это мероприятие.

Может быть "РЖД" пора признать и осознать тот факт, что пассажирские перевозки, в первую очередь, пригородные, убыточны по определению. Но их социальную значимость трудно недооценивать. И вместо того, чтобы признать данный факт и проработать вопрос по уменьшению издержек, компания с выручкой 1,3 триллиона рублей и чистой прибылью почти в 17 млрд руб. (по итогам 2011 года) добилась перекладывания всей ответственности, в том числе финансовой, на власти российских регионов. А бедным пассажирам только и остаётся, что грустно смотреть вдаль уходящему поезду и напевать "опять от меня сбежала последняя электричка".

Даниил Привольнов, Ореанда-Новости