ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Нынешний летний туристический сезон ознаменовался громким скандалом, связанным с банкротством турецкой турфирмы "Карья-тур". Для тысяч туристов, выехавших на отдых в Турцию, долгожданный отпуск у моря оказался безнадёжно испорченным. Что же следует делать в подобной ситуации?

Жалобы от туристов, попавших в Турцию по линии одного из крупнейших туроператоров этой страны – компании "Karya Tour", начали поступать ещё в минувший четверг – их начали выселять из отелей. На следующий день Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) сообщило, что туроператор объявил о своём банкротстве. "Персонал офиса данной компании распущен. Некоторые гостиницы, в которых пребывают туристы компании-банкрота, уже начинают выселять их из номеров", - отмечалось в сообщении. По оценке Ростуризма, от банкротства туроператора пострадали около 4 тыс. туристов с Украины. Среди них в ловушке оказались и 35 россиян, также прибывших в Турцию с Украины. "Речь идёт о туристах, в основной массе приехавших с Украины. Естественно, в этой массе есть граждане России, но приобретшие путёвки на территории Украины. Речь идёт, скорее всего, о тех, кто постоянно проживает на территории Украины", - заявил в этой связи СМИ генконсул РФ в Анталье Мирджалол Хусанов. По сообщению генконсула, в связи с банкротством "Карья-тур" был создан кризисный штаб с участием турецких союзов туроператоров, турагентств, владельцев отелей Средиземноморья и Ростуризма.        

Усилия кризисного штаба по урегулированию ситуации принесли свои плоды. В субботу пресс-служба украинского МИДа сообщила, что обязательства по поселению украинских и российских клиентов в отелях Антальи взяла на себя одна из ведущих туркомпаний России Tez Tour. "В случае возникновения проблемы граждане могут обратиться к уполномоченному при отеле представителю Tez Tour, который окажет им помощь в расселении, организации трансфера, направлении в местный аэропорт", - говорится в сообщении.

Весьма отрадно, что данная кризисная ситуация, по всей видимости, успешно разрешилась. Но есть ли гарантии того, что подобное не повторится? Увы, но даже исходя из статистических данных видно, что похожее может случиться вновь, и не только с украинскими туристами. Ведь только за первый квартал 2010 г. за границей отдохнули, по данным Ростуризма, 2 с лишним млн россиян – на 44% больше, чем в 2009 г. А что касается всего летнего туристического сезона, то по оценке первого вице-президента Ассоциации туроператоров России Владимира Канторовича: "Лето-2010 станет рекордным. Никогда ещё столько россиян не летали в отпуск за рубеж. Даже в докризисном 2008 г., когда в других странах отдохнули больше 11 млн наших туристов". В первом полугодии 2010 г. только из столичных аэропортов улетели 10 млн 997 тыс. пассажиров. Согласно данным Росавиации по итогам июня-2010 г. рейтинг самых популярных у россиян курортов выглядит следующим образом:

Турция

Египет

Испания

Греция

Таиланд

Кипр

Болгария и Тунис

Черногория и Хорватия

Доминикана

Чехия       

В этой ситуации возникает закономерный вопрос о том, что же нужно делать, попав на отдыхе в подобную неприятную ситуацию. По мнению юристов, следует предпринять необходимые меры, чтобы вернуть деньги за испорченный отпуск. Это можно сделать, только подав иск к компании, которая продала вам турпродукт. Следовательно, нужно собрать доказательства испорченного отдыха. Если вас не поселили в отель, потребуйте у администрации письменного объяснения. Если, всё же поселили, но номер или гостиница оказались хуже, чем в договоре, сделайте видео- или фотосъёмку, которые подтвердят этот факт. Если нет билетов на обратный вылет, возьмите в аэропорту справку об отсутствии чартера на указанные в вашем договоре дату и время или об отсутствии брони на рейсовый самолёт.

В принципе же, форс-мажорные обстоятельства, включая таковые природного и политического характера, должны регулироваться договором туриста с туроператором или турагентом. Как считают юристы, для того, чтобы турист смог эффективно защитить свои права в суде, договор должен отвечать, как минимум, следующим требованиям:

1) соответствовать российскому законодательству, а именно закону о защите прав потребителей;

2)   содержать полное наименование компании, адрес, реестровый номер туроператора, размер финансового обеспечения, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности туроператора  или банковской гарантии, реквизиты организации, предоставившей финобеспечение;

3) содержать исчерпывающую информацию о турпродукте (включая условия изменения и расторжения договора): условиях проживания, питания, о наличии экскурсовода или переводчика, о других услугах, которые оказываются по турпутёвке.

Разумеется, даже полученная компенсация не заставит забыть об испорченном отдыхе. Однако, она сможет принести не только материальное, но и некоторое моральное удовлетворение, а также поспособствует тому, что в будущем такая ситуация уже не повторится.  

Наша справка:

Компания "Карья-тур" была создана в 1999 г. в Анталии как туристическая компания, предоставляющая incoming сервис под брендом Idletale Travel и одновременно в России, как туроператор, под брендом Diva Travel. В августе 2009 г. компания почти свернула деятельность в РФ (за исключением Белгородской области), будучи исключённой из реестра туроператоров. В то же время, компания оставалась одним из ведущих операторов Украины (под брендом "Karya-tour Ukraine"), располагая центральным офисом в Киеве и 6 филиалами в других городах страны. 

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

35 российских туристов в Турции пострадали из-за банкротства фирмы

Из турецких отелей выселяют россиян

Погибшие в Азове: трагедия, которая ничему не научит

Доживём до пенсии? Пенсионные реформы в ЕС и российские НЕреформы