ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 15 февраля 2010 года вступило в силу постановление российского правительства с неудобоваримым названием "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Проще говоря, российские министры отменили обязательную сертификацию целого ряда продуктов питания и косметических средств. Без сертификатов теперь можно продавать питьевую воду, сахар, соль, хлебобулочные и кондитерские изделия, овощные и рыбные консервы, мясные полуфабрикаты, колбасы, алкоголь, пищевые концентраты и ароматизаторы.

Решение правительства вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Одни, в первую очередь производители, обрадовались исчезновению очередного административного заслона, другие заявили, что отныне каждый поход в магазин может закончиться отравлением или смертью.

Обязательная сертификация была введена в России в начале 90-х годов. После развала СССР в сферу производства и продажи продуктов питания ринулись многие. И руководствовались они, в первую очередь, получением максимальной прибыли, а не заботой о покупателе. Кроме того, огромный поток товаров хлынул из-за границы. По некоторым данным, в то время около 90% всех товаров в стране подделывали. Тогда власти придумали механизм обязательной сертификации. Производитель предоставлял на проверку товар в специальный сертификационный центр, который давал заключение. Иначе говоря, сертификат качества.

В начале 2000-х годов право выдавать сертификаты получили и частные организации, а госструктуры стали проверять только безопасность продуктов и косметики для здоровья. Зачастую центры сертификации представляли собой кабинет с несколькими столами и компьютером. То есть оборудования для проверки качества сертифицируемого товара у них не было, а желание получать взятки за выдачу сертификатов было.

Отныне продавать вышеперечисленные товары можно при наличии лишь декларации соответствия. В ней производитель самостоятельно гарантирует качество и безопасность своей продукции. Сторонники отмены обязательной сертификации указывают на то, что в развитых европейских странах добровольная сертификация действует давно и успешно.

Председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкина соглашается с этим доводом, но объясняет, что в Европе ни одна торговая точка не возьмёт товары на продажу без добровольного сертификата, а в России ситуация совсем другая. "Каждый день люди покупают продукты с истёкшим сроком годности. Проверки можно проводить только раз в три года. То есть три года торгуй, чем хочешь, и только потом за это отвечай. Можно, конечно, организовать проверку по жалобе покупателя. Когда к нам обращаются с такой проблемой, мы передаём жалобу в Роспотребнадзор, и, пока там поработают с ней, время уходит. К тому же на проверку ещё надо получить разрешение прокуратуры. Но, даже если торговую точку поймают с поличным, штрафы ей грозят просто смешные: 300 руб., 1 тыс. руб., 2 тыс. и т. д. Это копейки по сравнению с уровнем нарушений. Никому не интересно следить за качеством продукции. Легче заплатить штраф", - говорит она.

В тех же европейских странах штрафы за производство некачественной продукции в разы больше. К тому же производителю просто-напросто могут запретить её реализовывать. В России таких законов нет. Хотя штрафы увеличить всё же собираются. Как заявил на днях первый вице-премьер России Виктор Зубков, правительство РФ планирует увеличить штрафы за производство некачественной продукции в десять раз. "Сегодня Минпромторг готовит поправки в КОАП. Повысить в десять раз - то есть они будут составлять от 5 тысяч до 500 тысяч рублей. Такие поправки, мы считаем, будут внесены в законодательство до 1 апреля 2010 года", - отметил Зубков.

Председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова считает, что даже увеличение штрафов не спасёт ситуацию. Прежде всего потому, что в России отсутствует рыночной контроль. "Вот представьте себе, что приехала из Юго-Восточной Азии компания, мягко говоря, недобросовестная, привезла свой товар, который выставляется на продажу без сертификационных документов. Товар быстро продаётся и компания исчезает. Штрафовать кого?", - задалась риторическим вопросом она.

Увеличится ли число некачественных продуктов питания на российском рынке, покажет время. Некоторые эксперты полагают, что этого не произойдёт по причине борьбы за покупателя. Ведь теперь предприятиям пищевой промышленности станет легче выйти на рынок, а значит число конкурентов увеличится и они будут бороться за покупателя путём повышения качества своих продуктов. Хотелось бы верить, что российские производители пойдут именно по этому пути. Потому как другой предполагает человеческие жертвы.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Sollers - Дальний Восток: ложка мёда в бочку дёгтя

Валентинов день: pro et contra

Чем запомнится Ванкувер-2010?

Помаранчевый закат