ОРЕАНДА-НОВОСТИ. "Петербург и зарубежные музыканты" - такова тема чтений отдела рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которые пройдут в стенах старейшего музыкального вуза 27 и 28 апреля 2016 года уже в восемнадцатый раз. С докладами выступят учёные из России, Австрии, Германии, США, состоится презентация сборника статей "А. Г. Рубинштейн", а также концерт "Возвращение Франческо Арайи", в котором прозвучат фрагменты из вновь обретённой оперы "Селевк", возрождённой по рукописям из фондов библиотеки консерватории.

Уникальный концерт "Возвращение Франческо Арайи" состоится 28 апреля в 18 часов в концертном зале Петербургской консерватории на улице Глинки 2. В этот вечер здесь впервые, после более чем 250-летнего забвения, прозвучат арии и оркестровые фрагменты из оперы итальянского композитора Франческо Арайи "Селевк", написанной в России в 1744 г. Это сочинение долгое время считалось утраченным, однако его рукописные материалы - партитура и оркестровые голоса - сохранились в Научной музыкальной библиотеке Петербургской консерватории. Рукописные материалы оперы впервые были изучены молодой исследовательницей, выпускницей Петербургской консерватории Зариной Ахметшиной, подготовившей нотный материал оперы для исполнения.

Франческо Арайя (1709, Неаполь - около 1775, Болонья) провёл в России 25 лет. Он приехал в Петербург в 1736 году, и его деятельность в качестве придворного капельмейстера сыграла важную роль в развитии русской музыкальной культуры XVIII столетия. В 1736 г. Россия познакомилась с оперой-сериа, а в 1755 г. впервые в истории прозвучала опера на русском языке - опера Арайи "Цефал и Прокрис" на либретто Сумарокова.

Либретто "Селевка" написал итальянский поэт Джузеппе Бонекки, специально приглашённый Арайей в Россию. Сюжет оперы повествует о политических и любовных интригах при дворе сирийского царя Селевка (III-IV вв. до н.э.), основателя династии Селевкидов. В либретто сочетаются исторические факты и поэтический вымысел. Как писал сам либреттист в предисловии к программке оперы, "историческое содержание сея оперы взято из авторов о истории Сирской, а в прочем учинено многое прибавление".

Сочинения Арайи исполнит Российский ансамбль старинной музыки, который на протяжении многих лет под руководством Владимира Шуляковского осуществляет премьерные исполнения и записи на исторических инструментах многих шедевров русской и зарубежной музыки из архивов северной столицы. Солисты: доцент консерватории, лауреат конкурса им. Чайковского Виктория Евтодьева (сопрано), и лауреаты международных конкурсов, аспиранты консерватории Екатерина Лихина (клавесин) и Константин Яковлев (барочный гобой).

В концерте также прозвучат фрагменты из другого сочинения Арайи - "Цефал и Прокрис", первой оперы, написанной на русское либретто. Оркестровые партии этого произведения также составляют золотой фонд Научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории, сотрудники которой - директор заслуженный работник культуры России Елена Некрасова и заведующая научно-исследовательским отделом рукописей кандидат искусствоведения Тамара Сквирская - приняли непосредственное участие в подготовке этой уникальной программы.