ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Как и ожидалось, по оценкам компании, падение российского рынка пива за 2015 год составило около 10% и примерно 9% в 4 квартале 2015 года. Объёмная доля рынка компании "Балтика" в 2015 году составила 34,7%, в деньгах - 35,6%*.

Ключевыми драйверами падения рынка стали продолжающееся ухудшение общей макроэкономической ситуации, девальвация рубля и рост продовольственной инфляции. Кроме этого, уже не первый год существенное влияние на рынок оказывают усилившееся законодательное давление, в том числе дополнительные региональные ограничения в области продаж и высокая ставка акциза на пиво. Налоговые отчисления "Балтики", включая акцизы, в бюджет РФ за 2015 год составили 60 млрд рублей.

Общая негативная экономическая ситуация и высокая инфляция потребительских цен продолжает снижать покупательскую способность населения и потребительский спрос на пивоваренную продукцию. Потребители стараются экономить на товарах не первой необходимости за счёт выбора более дешёвого товара, сокращения частоты покупки или отказа от неё. При этом, в органах государственной власти не прекращается обсуждение инициатив, которые могут оказать дальнейшее негативное влияние на результаты пивоваренной индустрии, такие как, например, запрет или экстремальное ограничение ПЭТ-упаковки для пива.

Следствием всех обозначенных причин стали структурные изменения в складских и логистических операциях пивоваренной компании "Балтика", а также реструктуризация производственных мощностей - в начале года два пивоваренных завода в Челябинске и Красноярске были закрыты, 560 сотрудников были сокращены, между остальными заводами произошло перераспределение мощностей в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Совокупная мощность всех заводов "Балтики" теперь в зависимости от ассортимента производимой продукции составляет около 40 млн гектолитров в год.

Объём первичных отгрузок компании по итогам 2015 года снизился на 17% по сравнению с прошлым годом. Причиной стало сокращение складских запасов дистрибьюторов вследствие продолжающегося стремительного смещения продаж из канала традиционной торговли в канал современной торговли, а также ценового лидерства компании и роста популярности дешёвых локальных (местных) брендов.

По итогам года объёмная доля рынка компании "Балтика" составила 34,7%, что на 2,1% ниже доли рынка за 2014 год. Потеря доли рынка была спровоцирована, прежде всего, ценовым лидерством компании летом 2015 года. Доля рынка в деньгах, которую занимает компания по итогам 2015 года, составляет 35,6%*.

Несмотря на глубокие проблемы в отрасли, благодаря эффективности внутренних процессов и сбалансированной разветвлённой производственно-логистической инфраструктуре "Балтика" продолжает зарабатывать существенную долю от общего объёма прибыли, генерируемой пивоваренным рынком. Вместе с тем, доля "Балтики" в операционной прибыли Carlsberg Group снижается из-за девальвации российской валюты и по итогам 2015 года составила 16%.

На фоне сложной макроэкономической ситуации в 2015 году прибыльность экспортных продаж выросла практически вдвое по сравнению с 2014 годом, при этом 20% этого роста обеспечили некурсовые факторы - улучшение продуктового и ценового микса, а также начало продаж в новые страны: Румынию, Индию, Новую Зеландию. Замечательный рост показали такие бренды как "Жатецкий Гусь" и Flash Up.

В 2015 году "Балтика" продолжила фокусироваться на повышении внутренней эффективности и инвестировать в развитие брендов.

Компания выпустила ряд новинок: сорт Neon Beer и Boilermaker by Tuborg - новый сорт пива Tuborg с особым солодом "виски-бурбон"; региональные сорта - "Дон" с использованием местного, выращенного в Южном регионе, пивоваренного ячменя, "Свердловское", "Заповедное" и "Самара Чешский хмель".

Также компания провела музыкальные фестивали Greenfest, "ДВигай на Простор", летние фестивали DAS FEST, "ДОН-фест" и продолжила инвестировать серьёзные средства в спорт: Континентальную Хоккейную Лигу, Российский футбольный союз; выступала спонсором XXXV Чемпионата мира по хоккею с мячом, прошедшем в Хабаровске и принёсшим победу Сборной России, организовала турне главного трофея КХЛ по российским городам длиной в 9000 км, продолжила сотрудничать с Олимпийским комитетом России. "Балтика" поддерживала и региональные клубы - хоккейный клуб "СКА" (бренд "Невское"), футбольный клуба "Арсенал" (бренд "Арсенальное"), клуб "Крылья Советов" (бренд "Самара") и других.

В 2015 году бренды компании "Балтика" стали обладателями престижных наград - "Балтика 3" получила золото на XII международном профессиональном конкурсе European Beer Star 2015. Сразу восемь сортов пива компании "Балтика" стали обладателями наград разного достоинства престижного конкурса International Beer Challenge 2015. "Золото" получили 3 сорта: "Балтика 4 Оригинальное", "Балтика 8 Пшеничное" и Baltika Munchen.

В 2015 году сегмент энергетических напитков вырос по сравнению с другими сегментами, в том числе бренд Flash up показал рост продаж на 5%.

"Балтика" продолжила развитие культуры потребления пива и социальной ответственности, что является одним из ключевых приоритетов компании в области устойчивого развития. Более 100 лекций образовательного проекта "Пивной сомелье" и "Пивной Гурме" прошли в 2015 в крупных городах России. 18 сентября компания присоединилась к глобальной инициативе Всемирного дня ответственного потребления пива, который объединил 62 страны, 120 российских городов и более 60 млн человек. В ряде городов России по инициативе "Балтики" прошли 19 акций "Пивной дозор", направленных на предупреждение продажи алкоголя несовершеннолетним. Мероприятия охватили порядка 7 000 человек. Также компания организовала 8 акций "Трезвость за рулём", цель которых - напомнить водителям о недопустимости управления транспортными средствами после потребления алкоголя.

На результаты Carlsberg Group в регионе Восточная Европа также повлияли неопределённость макроэкономической среды, высокая инфляция, снижение покупательной способности и потребления.

Органический рост чистой выручки региона Восточная Европа составил 2% благодаря сильному ценовому миксу в 16%, который помог компенсировать снижение объёмов. Несмотря на то, что валовая прибыль в расчёте на гектолитр органически увеличилась примерно на 10% за счёт выгодного ценового микса, снижение объёмов и увеличение инвестиций в продажи и маркетинг оказали на операционную прибыль негативное влияние. Органическое снижение операционной прибыли Carlsberg Group в регионе Восточная Европа составило 19%.

Яцек Пастушка, президент ООО "Пивоваренная компания "Балтика", старший вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа: "Прошедший год был сложным для всей пивоваренной отрасли, негативные тенденции усилились, а падение рынка продолжилось, причём темпы падения нарастают. Потребление пива на душу населения в России достигло рекордного минимума за последние 12 лет. Комбинация серьёзных внешних и внутренних факторов оказала отрицательное влияние на результаты "Балтики". Вместе с тем, в 2015 году нам удалось привести бизнес компании в соответствие с реалиями рынка и повысить эффективность многих процессов. Впереди нас ждёт ещё один непростой год. По нашим прогнозам, рынок пива продолжит снижение. В таких условиях мы будем фокусироваться на том, чтобы остановить падение объёмов продаж и прибыли, мы приложим максимум усилий для поддержания наших лидерских позиций, в частности с помощью хорошо сбалансированного портфеля сильных международных и локальных брендов, а также эффективных операций".