ОРЕАНДА-НОВОСТИ. "Российские железные дороги" продолжает внедрять продукцию портфельных компаний РОСНАНО и других нанопроизводителей на объектах железнодорожной инфраструктуры. В 2013 году компания планирует ряд новшеств, в частности, установку опор контактной сети с применением композиционных материалов, а также начало тестового использования RFID-меток для оптимизации грузоперевозок.

Переход на использование композитной арматуры в опорах контактной сети взамен металлической обусловлен в первую очередь её устойчивостью к коррозии и негативным атмосферным явлениям. Такие опоры не требуют специального обслуживания, экологически безопасны и долговечны. Эти факторы особенно важны с учётом огромной протяжённости российских железных дорог, значительная часть которых проходит по районам с экстремальными климатическими условиями. На данные момент опоры контактной сети изготавливаются портфельной компанией РОСНАНО "Гален" и Нанотехнологическим центром композитов, созданным при участии Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Холдинговой компании "Композит". Первая партия опор, армированных композитной арматурой, производства Нанотехнологического центра композитов, уже установлена на железнодорожном перегоне "Павловский Посад-Электрогорск", а также на станции "Люблино". Опоры компании "Гален" прошли испытания и планируются к установке в ближайшее время.

Ещё одно перспективное направление использования композитных материалов на железной дороге - создание элементов подвески контактной сети. В отличие от традиционных элементов, аналоги из композиционного материала не требуют электрической изоляции, что упрощает их монтаж и обслуживание. В первом квартале 2013 года планируется завершить испытания элементов подвески, созданных Нанотехнологическим центром композитов и компанией "Гален".

Помимо этого, в текущем году намечено внедрение RFID-решений для оптимизации системы учёта материальных ценностей, перевозимых в вагонах. Встроенный чип радиочастотной метки запорно-пломбировочного устройства позволяет записать информацию о наименовании перевозимых товаров, их количестве и маршруте. Это, во-первых, позволяет значительно снизить накладные расходы, а во-вторых, уменьшить процент краж, так как метки практически невозможно обнаружить и подделать. В этом году планируется запустить серийное производство запорно-пломбировочных устройств с RFID-метками. В качестве партнёра проекта может выступить портфельная компания РОСНАНО - "РСТ-Инвент".

Данные проекты станут логическим продолжением сотрудничества РЖД и нанотехнологических компаний. На данный момент на более чем 30 станциях внедрено светодиодное освещение компании "Светлана-Оптоэлектроника", на вокзале в Анапе запущена система солнечных батарей проектной компании РОСНАНО - "Хевел".