ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 7 июня 2017 года в Москве состоялся V Международный форум вузов, организованный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). Руководители ведущих университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ обсудили приоритеты вузов и повышение их конкурентоспособности в контексте трёх миссий университета.

Итоги шестого рейтинга вузов представил Алексей Ходырев, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА): «Из тенденций стоит отметить, что наибольший прогресс наблюдается в области наращивания научных публикаций и их цитирований. Кроме того, заметно выросли показатели рейтинга у экономических вузов. А вот объединение университетов ведёт к снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и ослаблению позиций в рейтингах».

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, отметил, что изначально российские вузы выполняли три миссии – наука, образование и служение обществу, поэтому увлечение одним направлением не свойственно их исходной задаче: «Возможно, для некоторых стран, где по-другому организованы наука и сообщество, есть приоритеты в этих трёх миссиях, но это не наш путь. Если посмотреть на показатели, то по востребованности выпускников МГУ занимает 3-е место в мире из 30 тыс. университетов. А это и есть качество. Мы можем бороться за каждое из направлений, но всё-таки служить тому, чему университеты предназначены».

«Первая волна международных рейтингов, прежде всего, обратила внимание на исследовательскую миссию университетов, и 10–12 лет мы восхищались количеством цитирований и публикаций, – напомнил Вальдемар Сивински, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. – Но оказалось, что кроме индекса Хирша существует ещё много показателей. После этой волны во многих странах началось движение к тому, как определить суть университетов, их третью миссию. Ответ здесь должен быть не только на международном, но прежде всего – на национальном уровне, поэтому мы видим возрождение национальных рейтингов». 

«Нам предстоит колоссальная образовательная революция, – подчеркнул Ярослав Кузьминов, ректор НИУ «Высшая школа экономики», – и это не только открытые онлайн-курсы. С развитием искусственного интеллекта и облачных баз данных скоро все рутинные элементы обучения студент сможет имитировать, взяв из облака. Поэтому никакого образования без исследований, без непосредственного контакта с ученым, который вместе со студентом ищет новые решения, через 20 лет просто не будет».

Одной из важнейших миссий МФТИ, по мнению его ректора Николая Кудрявцева, стала поддержка одаренных школьников: «Университет ведет повышение уровня образования школьников по физике, математике и информатике. Нашу заочную школу ежегодно оканчивают 8 тыс. человек, из них 500 поступают в Физтех, а 7,5 тыс. абитуриентов становятся студентами других вузов».

Михаил Стриханов, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», прокомментировал международный опыт, когда, например, Аризонский университет занимает лидирующие позиции в области консультирования по развитию региона, и регион развивается: «Это правильный случай регионального служения обществу. Наш университет – отраслевой, мы занимаемся ядерными, плазменными и другими технологиями, но при этом реализуем прямую и опосредованную функцию служения обществу, потому что отслеживаем соответствующее социальное состояние регионов».

Виктор Кокшаров, ректор УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, затронул тему измерения третьей миссии и ее возможных KPI: «Во-первых, это трансфер знаний, которые вырабатываются в университете и транслируются в обществе, создание инновационных интеллектуальных продуктов, которые воплощаются в жизнь региона. Второе – это экспертиза принимаемых решений на уровне власти, управления, крупных компаний и общественных кругов. Третий фактор – влияние на развитие городской среды».