ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") города Санкт-Петербурга, Россия, в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-", краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "F3" и национальный долгосрочный рейтинг "AAA(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".

Рейтинги приоритетных необеспеченных облигаций Санкт-Петербурга, находящихся в обращении на внутреннем рынке, подтверждены на уровнях "BBB-" и "AAA(rus)".

Подтверждение рейтингов отражает неизменившийся базовый сценарий Fitch в отношении хороших показателей исполнения бюджета города и низкого прямого риска (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) в среднесрочной перспективе. Рейтинги города сдерживаются рейтингами Российской Федерации ("BBB-"/прогноз "Стабильный").

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ

Рейтинги отражают хорошие показатели кредитоспособности Санкт-Петербурга исходя из его положительной чистой денежной позиции, низкого долга и сильной ликвидности, что обуславливает существенную финансовую гибкость. Кроме того, рейтинги учитывают рецессионную среду в стране, которая оказывает давление, хотя и небольшое, на диверсифицированную экономику города.

Fitch прогнозирует, что Санкт-Петербург сохранит операционную маржу на уровне 13%-14% в среднесрочной перспективе (2015 г.: 14%), чему будет способствовать сильная налоговая база, которая, как мы ожидаем, покажет рост на 3%-6% к предыдущему году (2015 г.: 2%). Рост налоговых доходов замедлился в 2015 г. ввиду сокращения экономики города на 1% к предыдущему году на фоне негативной экономической конъюнктуры в России (ВВП сократился на 3,7% в 2015 г. к предыдущему году). Администрация города ожидает небольшой рост местной экономики, приблизительно на 1%-2% в год в 2016-2018 гг.

Бюджет города поддерживается стабильными налоговыми доходами, которые, согласно нашим ожиданиям, будут составлять до 87% операционных доходов в среднесрочной перспективе (в 2011-2015 гг.: в среднем 85%). Основными источниками налоговых доходов города являются налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, на которые приходилось 79% налогов, собранных в 2015 г.

По прогнозам агентства, город будет иметь небольшой дефицит до движения долга на уровне 1%-2% от всех доходов в год в 2016-2018 гг. после профицита в 1,7% в 2015 г. (2014 г.: дефицит в 3,4%). Однако фактические показатели за 2016 г. могут быть лучше наших ожиданий, так как промежуточный профицит бюджета у города составил 11% от всех доходов.

Мы ожидаем, что Санкт-Петербург будет поддерживать хорошую способность самостоятельно финансировать капитальные расходы за счёт текущего баланса и капитальных доходов, комфортно покрывающих основную часть капитальных расходов. В 2015 г. способность города самостоятельно финансировать капитальные расходы превышала фактические капитальные расходы. Это отчасти было связано с сокращением капитальных расходов до 16,5% от всех расходов в 2015 г. относительно 22,4% годом ранее.

Fitch ожидает, что прямой риск у города останется на низком уровне в соответствии с международными стандартами в 2016-2018 гг.: менее 5%-7% от текущих доходов (2015 г.: 3,5%). Долг Санкт-Петербурга в настоящее время включает внутренние облигации и кредиты из федерального бюджета. Подверженность города риску рефинансирования является низкой: погашения в 2016-2017 гг. полностью покрывались накопленными денежными средствами.

На 1 сентября 2016 г. остатки на счетах были равны 82 млрд. руб., из которых 70 млрд. руб. были размещены на депозитах. Условные обязательства у города несущественно увеличились до 22,3 млрд. руб. в конце 2015 г. (с 17,8 млрд. руб. в конце 2014 г.). Fitch не ожидает значительного увеличения косвенного риска у города в среднесрочной перспективе.

Кредитоспособность Санкт-Петербурга сдерживается слабой институциональной средой для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет короткую историю стабильного развития в сравнении со многими сопоставимыми эмитентами в мире. Нестабильная система межбюджетных отношений обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики местных и региональных органов власти и сказывается на способности Санкт-Петербурга по прогнозированию, что негативно влияет на инвестиционную и долговую политику города.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ

Рейтинги Санкт-Петербурга сдерживаются рейтингами Российской Федерации. В случае какого-либо изменения суверенного рейтинга это отразится на рейтингах города.

Исходя из сильной собственной кредитоспособности города, понижение рейтингов маловероятно. В то же время устойчивое отклонение от нашего базового сценария (предполагающего хорошие уровни маржи и низкий долг в среднесрочной перспективе) в худшую сторону было бы негативным для рейтингов города.