ИА «Ореанда-Новости»Росстат проанализировал траты россиян на различные услуги и товары и констатирует, что с начала этого года расходы выросли на 6,4%. С чем это связано?

В сентябре 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года изменилась соотношение оборота в розничной торговле. Продукты составляют 46,7% (48,1% в 2017 году), а непродовольственные товары - 53,3% (51,9% в 2017 году). Оборот общественного питания демонстрирует рост на 3,9% (обеды вне дома), транспортных услуг - на 6,7% (люди стали чаще ездить на такси), объем платных услуг вырос на 2,4% (фитнес-клубы, кино, театр, химчистки и т.д.).

Специалисты НИУ ВШЭ (Центр конъюнктурных исследований) отмечают, что в прежние годы главенствовала «сберегательная» модель поведения потребителей. В основном наши соотечественники предпочитали отказываться от услуг: постирать одежду или постараться самостоятельно отчистить на ней пятна, вместо того чтобы носить её в прачечную или химчистку, не ходить часто в салоны красоты или спортзал, покупать только самые необходимые вещи. Теперь эта модель поведения не работает: на первый план выходит «потребительская».

В начале 2018 года среднемесячная начисленная заработная плата показывает положительную динамику - до 11%, согласно данным, которые приводит Росстат. Прибыль предприятий связана с ростом объёмов производимой продукции, соответственно, увеличивается заработная плата (что происходит и в государственных, и в частных структурах). Получая «лишние» деньги, которые можно тратить, люди сами стимулируют выпуск продукции.

Тем не менее, эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в частности, его директор, кандидат экономических наук Татьяна Малева, говорят о сезонности этого явления. Известно, например, что в летний период люди обычно оценивают свой уровень жизни более позитивно, но несколько менее объективно. Например, летом россияне могут купить новую одежду, технику или, даже не уезжая в отпуск, с удовольствием «сорить» деньгами. А к осени, когда начинаются неизбежные расходы, особенно связанные с детьми школьного возраста - они начинают снова экономить.