ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий в качестве основной формы возмещения по ОСАГО ремонт автомобиля вместо денежной выплаты. Госдума приняла закон в третьем чтении 17 марта.

Закон должен вступить в силу через 30 дней после официального опубликования и будет действовать только в отношении новых договоров ОСАГО.

Совфед дал протокольное поручение комитету палаты по бюджету и финансовым рынкам вести мониторинг исполнения норм закона. "Предлагаю поручить профильному комитету последить первые полгода за реализацией этого закона с тем, чтобы понять на практике, что мы не учли", - сказала спикер палаты Валентина Матвиенко. "Мы сделали всё, чтобы максимально возможно защитить права автовладельцев", - сказала сенатор.

Согласно документу, выплата по ОСАГО автовладельцам-физлицам по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях: в частности, при полной гибели автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. рублей), если потерпевший не согласится доплатить.

Претендовать на денежную выплату могут инвалиды. Кроме того, денежные выплаты предусмотрены и на основании договорённости потерпевшего со страховщиком.

Также потерпевший сможет потребовать деньги, если страховщик не предложит ему станцию ремонта, соответствующую требованиям закона.

Согласно положениям закона, при ремонте по ОСАГО необходимо будет использовать только новые запчасти, если сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления машины в автосервис, который при этом должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.

Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнёров. Закон оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора, но только по письменному согласованию со страховой компанией.

Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнёров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то предусматривается денежная выплата.

Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшими деньгами.

По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придётся доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), как и сейчас, будет вычитаться из выплаты.

Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.

Главная цель реформы ОСАГО - преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность "автогражданки" в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.

Ранее председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предположил, что в случае удачного прохождения всех процедур закон начнёт работать уже в мае 2017 года.