ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Сегодня, 1 июня 2016 года, Арбитражный суд г. Москвы отказал АО "Тинькофф Банк" в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания ФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Ранее, 26 октября прошлого года, Комиссия ФАС России, в состав которой на паритетной основе входили представители Банка России, признала АО "Тинькофф Банк" нарушившим часть 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ; запрет на недобросовестную конкуренцию).

Основанием для возбуждения дела послужили жалобы вкладчиков банка на принятое им решение о снижении процентной ставки, начисляемой на пополнения срочных вкладов, по уже заключённым с гражданами договорам.

В рамках возбуждённого в связи с этим дела было установлено, что в декабре 2014 года для удержания текущих вкладчиков и привлечения дополнительного спроса граждан на услуги по размещению средств во вклады АО "Тинькофф Банк" предпринял определённые действия, в частности, увеличив процентные ставки по ним без изменения иных параметров, в том числе без введения дополнительных ограничений на внесение в эти вклады пополнений.

После снижения среднерыночной ставки по вкладам физических лиц банк принял решение с июля 2015 года снизить размер процентов, начисляемых на суммы пополнений вкладов по уже заключённым договорам, тем самым, существенно ухудшив первоначально заявленные условия размещения в них средств граждан.

В результате совокупности этих действий, как посчитала Комиссия ФАС России, АО "Тинькофф Банк" мог получить преимущества на рынке и причинить ущерб в виде упущенной выгоды своим конкурентам.

Таким образом, Комиссия ФАС России признала действия АО "Тинькофф Банк" актом недобросовестной конкуренции и предписала ему отменить решение о снижении размера процентов, начисляемых на суммы пополнений вкладов по уже заключённым договорам, а также выплатить вкладчикам недоначисленные в результате таких действий проценты по вкладам.

Впоследствии АО "Тинькофф Банк" также было привлечено к административной ответственности за совершённое нарушение в соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП в виде наложения штрафа в размере 300 тысяч рублей.

Не согласившись с решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства и вынесенным постановлением о наложении штрафа банк оспорил их в Арбитражном суде г. Москвы, однако последний 1 июня 2016 года отказал в удовлетворении его исковых требований.

Как сообщила заместитель начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилия Беляева: "В судебном заседании банк в качестве основного аргумента в пользу добросовестности своих действий привёл факт изначальной осведомлённости вкладчиков о возможности изменения в будущем параметров вкладов, поскольку в договоры с ними был включён пункт соответствующего содержания. Однако ещё в ходе рассмотрения антимонопольного дела Комиссия ФАС России провела проверку данного факта, установив по результатам, что этот пункт договоров лишь определял общие правила формирования продуктовой линейки банка и мог действовать только в отношении вновь заключаемых, а не уже заключённых договоров. Именно в связи с этим он не воспринимался гражданами как снижающий привлекательность вкладов Тинькофф Банка и не учитывался при принятии решения о выборе этих вкладов для размещения своих сбережений".

Согласно статье 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются, в том числе, недополученные доходы, которые лицо, чьё право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция. Под недобросовестной конкуренцией в соответствии со статьёй 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.3 и частью 2 статьи 14.33 данного кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.