ИА "Ореанда-Новости" 18 марта в 19.00 в Рахманиновском зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского "Студия новой музыки" представит концерт к 95-летию Дьёрдя Куртага. Помимо его сочинений также будет звучать музыка Белы Бартока и Дьёрдя Лигети.

Три знаковых имени венгерской музыки XX века делят это столетие на две эпохи ровно пополам. Бела Барток — фигура номер один межвоенного периода, композитор, стоявший в одном ряду с Шёнбергом и Стравинским. Судьба Бартока трагична: как и многие композиторы его поколения, он был вынужден эмигрировать из Европы в США, где в 1945 году ушёл из жизни, так и не дождавшись возвращения на родину.

Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг — почти ровесники, практически земляки (оба из Трансильвании), в конце 1940-х годов — новоиспечённые студенты Будапештской академии музыки имени Листа. Мечта поступить в класс Бартока после войны оказалась для них несбыточной, но каждый из них, так или иначе, испытал на себе влияние его музыки. 

Сначала оно проявлялось довольно очевидно — в типичных чертах венгерского и румынского фольклора. Но по мере развития творческих индивидуальностей приобретало новые формы. Лигети, композитор-эмигрант, разрабатывал идеи западноевропейского послевоенного авангарда. Куртаг как представитель страны восточного блока не примкнул ни к одному творческому направлению, и влияние Бартока со временем перешло в область духовных сущностей — знак, символ, послание, метафора, аллюзия, метаморфоза. 

Большую часть жизни Лигети провёл в Германии и Австрии: после падения "железного занавеса" Куртаг живёт во Франции. Несмотря на это, их творчество, вместе с творчеством Бартока, образует единую картину современной венгерской музыки