ИА "Ореанда-Новости" 7 апреля 2021 года пройдёт торжественный концерт к 120-летию Большого зала Московской консерватории. Концерт начнётся в 19.00.

Число выбрано неслучайно: именно в этот день в 1901 году состоялось открытие нового великолепного концертного зала, подобных которому не было тогда в России. "Пожелаем же нашему залу служить на славу родного искусства. Отныне музыка в нашей столице имеет приют, представляющий исключительные удобства для исполнения образцовых произведений музыкального творчества и тех великих созданий человеческого гения, исполнение которых до сих пор было недоступно",
сказал в своём приветствии директор консерватории Василий Сафонов, благодаря энергии которого осуществился этот грандиозный строительный проект.

Слова его стали своеобразным пророчеством и охранной грамотой, и теперь Большой зал по-прежнему поражает великолепием своего убранства, атмосферой храма искусства и великолепной акустикой.

В программе концерта прозвучат сочинения Петра Ильича Чайковского, первого профессора Московской консерватории, чье имя теперь она носит. В этот вечер за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории встанет народный артист России, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования МГК, руководитель Госкапеллы России Валерий Полянский.

Музыка Петра Ильича Чайковского занимает особую страницу в биографии Валерия Полянского, сопровождая его на протяжении всего творческого пути. По признанию дирижёра, "открытие" гения Чайковского, осознание его значимости случилось в конце 1950-х, когда в руки попала пластинка с записью Первого фортепианного концерта, где солировал Ван Клиберн. Также среди запоминающихся событий юности — постановка балета "Щелкунчик" в Большом театре, музыкальным руководителем который был Геннадий Рождественский, один из будущих наставников Валерия Полянского.

На сегодняшний день Госкапеллой сыгран и записан почти весь оркестровый и хоровой Чайковский: увертюры, все симфонии, включая "Манфреда", кантата "Москва", "Литургия Иоанна Златоуста"… Именно интерпретация "Ромео и Джульетты" открыла Полянскому двери на престижную звукозаписывающую фирму "Chandos". Британский менеджер, прослушав присланную демо-версию увертюры-фантазии, не поскупился на поздравления и комплименты и пригласил российского музыканта сотрудничать. В результате было записано 80 компакт-дисков (!), в том числе и с музыкой Чайковского. Не это ли — высочайшее признание артистической деятельности маэстро! 

На вопрос: "Какая из симфоний самая любимая", дирижёр не даёт прямого ответа. "Все замечательные, но каждая — по-своему. Они требуют разной физической и эмоциональной отдачи". "Чайковский для меня — самый трудный композитор, — неоднократно подчеркивает Полянский. — В любом его сочинении всегда присутствует второй план, неочевидный, но крайне важный. Я бы вспомнил метафору о “загадочной русской душе”, с её метаниями, томлением о несбыточном идеале. Если удается при интерпретации выявить его, расслышать подтекст, сокрытый в музыке, то тогда лишь считаю, что исполнение получилось".

В этот вечер прозвучит Четвертая симфония и Первый фортепианный концерт Чайковского, где вместе с прославленным дирижёром в качестве солиста выступит заслуженный артист РФ, декан фортепианного факультета МГК Андрей Писарев.