ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 8 декабря 2009 года, во вторник в 19.00 в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского, в рамках абонемента №31 "Музыкальные ландшафты" состоится концерт "Территория кич".

Исполнители:
- Ансамбль Марка Пекарского
- Алиса ГИЦБА (сопрано)
- Владимир МАРТЫНОВ (фортепиано)
 
В программе:
- ПРОКОФЬЕВ-ПЕКАРСКИЙ - Джульетта Барышня
- МОСОЛОВ - Четыре газетных объявления (Транскрипция для камерного ансамбля
                     Э.Денисова. Версия для сопрано и ударных Марка Пекарского)

- МАРТЫНОВ - Некоторые распоряжения для ф-но, чтеца и вибрафона
- ПЕЛЕЦИС - Цветущий жасмин для скрипки, вибрафона и камерного оркестра
- КАРМАНОВ - Душа моя для голоса и ансамбля
- КАРМАНОВ - Песнь о любви для фортепиано, препарированного фортепиано, чтеца и ударных
- РОСЛАВЕЦ - Попурри. Фантазия на темы популярных советских песен для ксилофона и фортепиано
- МАРТЫНОВ - Разговор об отсутствии поэзии и музыки
- ПЕКАРСКИЙ - Танго для ансамбля ударных
Автор текста - Марк Пекарский.
В перерыве - прослушивание песен из репертуара "The Beatles" в исполнении Кетти Бербериан.

Задача рассказать о киче не из лёгких. Попробуйте кратко и точно определить значение, назначение и смысл этого термина! Умные мысли умных людей, увы, не проливают света на проблему. Судите сами: "Китч механистичен и действует по формулам. Китч - это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч - воплощение всего несущественного в современной жизни". Это из "Авангарда и китча" Клемента Гринберга (1939).

В 1998 году вышла работа Одда Нердрума "Китч - трудный выбор". "Китч, - говорит он, - это страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство - решающий критерий качества… Китч служит самой жизни и обращается к индивидууму".

И, наконец, Милан Кундера в книге "Невыносимая лёгкость бытия" (1984) "определяет" смысл этого художественного явления: "Кич - есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения всё, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо".

Всё умно и остроумно, - но что же такое, этот самый кич?! Приведённые здесь цитаты, вроде бы, понятны, и слова всё больше знакомые, - а проблема остаётся нерешённой, как была… Да и правописание слова не узаконено, - кто-то выводит его из немецкого языка и пишет китч (Kitsch). Из польского же пришёл совсем "упрощённый" вариант написания - кич ("поделка").

Пожалуй, определение, почерпнутое нами из Интернета (Википедия - свободная энциклопедия), даёт какое-то представление об этом интереснейшем явлении: "Термин, имевший хождение в 1960-1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич - есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Кич - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нём должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий".

А вот согласно книге Кравченко А.И. "Культурология: Словарь" (М., Академический проект, 2000) "Кич (нем. Kitsch - халтурить, создавать низкопробные произведения) - это синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Термин возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й половины XIX-начала XX вв. Позже кич распространился на все сферы искусства: литературу, музыку, театр, архитектуру, кинематограф, телевидение. В 1960-1980-е гг. предметы китча стали распространённым явлением массовой культуры. Особую популярность кич получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности кича. Широкое распространение кич получил и в России.

В современном мире кич настолько распространён, что выделяются несколько его разновидностей. Ретрокич - мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный кич - современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдалённо напоминающие народные, и другие поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка - карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп - псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича. Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства, кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутнённого, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощённые образцы сатанизма. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде".

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И.Чайковского.