ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 21 ноября 2009 года, в субботу в Смольном соборе состоится концерт, в котором объединились музыка и живопись: популярнейший цикл из четырёх концертов Антонио Вивальди "Времена Года" прозвучит в исполнении ансамбля "Эрмитаж-Квартет", а главный режиссёр Смольного собора Виталий Гордиенко представит видеоряд из картин знаменитых художников П.Брейгеля и А.Ватто. В прошлом сезоне эта необычная программа прошла в зале Смольного собора с большим успехом и вызвала несомненный интерес у публики.

Антонио Вивальди - выдающийся представитель итальянской культуры XVII и первой половины XVIII веков, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко. Чрезвычайно деятельная натура, Вивальди - композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр, педагог - поражал современников разносторонностью своих интересов. Композитор творил с феноменальной быстротой и любил повторять, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем переписчик сумеет его переписать… Музыкальное наследие Вивальди огромно - 39 опер, 23 симфонии, 23 светских кантаты, 43 арии, 73 сонаты. Однако главная заслуга итальянского мастера - в развитии и обновлении жанра инструментального концерта. От старинной формы концерта для оркестра с группой солирующих инструментов (concerto grosso) Вивальди пришёл к созданию новой формы - концерта для сольного инструмента с оркестром.

Большую часть жизни Вивальди прожил в Венеции. В течение 36 лет он преподавал в женской консерватории (консерваториями тогда называли сиротские приюты) Ospitale della Pieta, где руководил оркестром, играя в нём сольную партию скрипки. Именно для этого женского оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (общее число их достигает 500).

Цикл "Времена года" объединяет 4 концерта для скрипки и струнного оркестра под названиями "Весна", "Лето", "Осень", "Зима". Каждому концерту предпослана  литературная программа - небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях "Времён года" не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди.

В музыке цикла композитор стремился, прежде всего, выразить своё лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в ярких мелодических образах. Моменты звуковой изобразительности, непосредственно иллюстрирующие текст, занимают в цикле подчинённое место. Композитор мастерски сочетает развитие музыкального материала, обусловленное программой, с трёхчастной формой концерта. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой "современно" звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность и богатство творческой фантазии.

"Времена года" Вивальди - один из своеобразнейших памятников великой эпохи в истории  музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в "Пасторальной симфонии" Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.