ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 26 февраля 2010 года, в четверг в Смольном соборе камерный  хор Смольного собора под управлением Владимира БЕГЛЕЦОВА исполнит Всенощное Бдение Сергея РАХМАНИНОВА. Концерт состоится в рамках концерта "Соборное кольцо. Музыка четырёх соборов".

Всенощное бдение, или ранее Всенощная (ночное бодрствование) - богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресения и церковных праздников; в него вошли пятнадцать достаточно стабильных номеров, образовавших типовой цикл, распадавшийся как бы на две части - Вечерню и Утреню. 

"Всенощное Бдение" Рахманинова принадлежит к  вершинам хорового искусства. Исполненная глубочайшего содержания, высокой  духовности, огромной этической мощи эта хоровая симфония стала крупнейшим шедевром русской и мировой культуры. Всенощная появилась в разгар Первой мировой войны и впервые была исполнена 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне - Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Рахманинов посвятил опус С.В. Смоленскому, лекции которого по истории русского церковного пения он прослушал, учась в Московской консерватории. В основу Всенощной положены древнерусские церковные мелодии, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах - знаменный распев и его разновидности, а также собственные мелодии Рахманинова, абсолютно неотличимые от цитируемых им церковных напевов. Несмотря на большой успех премьеры, дальнейшая судьба "Всенощной" сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и осталось только на концертной эстраде. Да и в светских концертах оно звучало чрезвычайно редко. Начиная с 60-х годов ХХ века "Всенощное Бдение" С.Рахманинова стало исполняться в концертных залах, сейчас оно считается классикой русской хоровой музыки и является основой репертуара практически всех хоровых коллективов России. Возвратилось "Всенощное Бдение" Рахманинова и в соборы.

Камерный хор Смольного собора (создан в 1991 году) - один из известнейших хоровых коллективов Санкт-Петербурга. В 2004 году в качестве главного дирижёра и художественного руководителя в коллектив пришёл Заслуженный артист России Владимир Беглецов. Помимо обязательных для каждого профессионального коллектива сочинений русских и западноевропейских классиков, в исполнении Камерного хора Смольного собора всё чаще можно услышать музыку XX века и редко звучащие образцы отдалённых эпох. От кантов петровского времени до недавних опусов Десятникова. Хор с равным совершенством воплощает труднейшие партитуры Танеева и Шостаковича, Орфа, Пендерецкого и Шнитке, Стравинского. Сегодняшний уровень исполнительского мастерства Хора вполне соответствует широте интересов его художественного руководителя. Практически каждый из 32-х хористов (все - выпускники или студенты Консерватории) может справиться с сольной партией. В соответствии с определением "камерный", присутствующем в названии коллектива, Беглецов добивается виртуозного владения звуком, его внимание всегда привлечено к мельчайшим фразировочным деталям. Вместе с тем, Хор Смольного с огромным успехом представляет такие монументальные полотна как Реквием Верди или Всенощная Рахманинова. Коллектив регулярно выступает в Смольном, Исаакиевском, Сампсониевском соборах, Спасе на крови, в залах Филармонии и Капеллы, принимает участие в многочисленных фестивалях. Среди зарубежных гастрольных адресов - Голландия, Испания, Польша, Словения, Эстония.