ОРЕАНДА-НОВОСТИ. С 3 по 26 апреля 2015 года в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке (ст.м."Смоленская") будет проходить персональная выставка живописи известного московского художника Ильи Комова. Ядро выставки - серия портретов известных артистов Театра имени Е. Вахтангова в знаменитых спектаклях "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Маскарад".

Заглавной картиной, давшей название выставке, стала "Дуэль", на которой художник изобразил сошедшихся к барьеру Ленского и Онегина в исполнении Василия Симонова и Виктора Добронравова в спектакле "Евгений Онегин" Государственного Академического театра имени Евгения  Вахтангова.

Дуэль для художника - не просто конфликт литературных героев. Находясь под впечатлением спектакля – режиссёрского и актёрского прочтения известного пушкинского романа - Илья Комов  осмысливает дуэль, как таковую: "Дуэль – это наивысшая точка противостояния, его кульминация, трагический, роковой момент, когда окончательно выясняется кто кого...  Поединок Света и Тьмы, правды и греха, алчности и самопожертвования, истины и лжи, равнодушия против Любви, пошлости против искусства, подлинного с фальшивым, яркого с тусклым, горячего с холодным, чёрного с белым, красного с зелёным, огненного с глубоким синим…  Дуэль - это жизнь современного человека, его внутренний и окружающий мир. В первую очередь, его дуэль с самим собой за спасение бессмертной души…".

В земной жизни, увы, добро не всегда побеждает зло. Свидетельством является исход последней дуэли Пушкина. Гений русской литературы предчувствовал его в своём бессмертном произведении "Евгений Онегин", где в центре композиции - трагическая гибель юного поэта.  Спектакль "Евгений Онегин" в театре имени Е. Вахтангова привлёк к себе внимание художника. Образы, воплощённые талантливыми актёрами художник перенес на полотно - такими, как он их увидел на сцене.

Изобразительный язык живописи И.Комова и сценический язык Вахтанговского театра - родственные явления. "Я пришёл к выводу, что пытаюсь писать на тех же принципах, как ставил Фоменко или как ставит Туминас - говорит художник - меня привлекает магия искусства, когда глубина образа вырастает как бы из ниоткуда, сугубо пластическими средствами". Условный язык изображения (экспрессивная композиция,  открытый цвет) -  не мёртвая декоративная стилизация. Напротив, это концентрация реально увиденного в ёмкий художественный образ, призванный вызвать прямое сопереживание зрителя. Без слов, на эмоциональном уровне, непосредственно в душу и мозг сообщить самое важное и сокровенное. Ритмическая и колористическая борьба поверхностей открытого цвета выражают характер героев, накал их взаимоотношений.

В центре выставки - портреты актеров, играющих на сцене драматических героев русской литературной классики (в спектаклях "Пиковая дама", "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, "Маскарад" М.Ю. Лермонтова). Вахтанговцы – в том числе, выдающиеся артисты Людмила Максакова, Евгений Князев, Владимир Симонов, Юлия Рутберг и другие – показаны в момент исполнения роли, в своих сценических образах. Художника волнует момент слияния личности актёра с предметом воплощения. Все портреты написаны исключительно с натуры, в прямом контакте с моделью, что позволяет добиться жизненности и достоверности произведений. Фотография и фотошоп – репродукция жизни, но не сама жизнь. Художнику же важно её ощущать напрямую своей кистью.

В колористическом решении своих произведений И.Комов опирается на опыт мастеров древнерусской монументальной живописи и французского искусства ХХ века. Это сочетание, наравне с несомненным даром "видения" пространства и живописной свободы, позволяет художнику достигать глубины и острой эмоциональности своих произведений.

Вместе с портретной галереей "вахтанговцев", прославивших пушкинских  героев в известных театральных постановках, на выставке будут представлены и другие произведения живописца, связанные с именем Пушкина - образно, ассоциативно и даже географически, в том числе пейзажи пушкинских мест Москвы, Петербурга и российской провинции.

Выставка проходит в год 50-летия художника Ильи Комова. Это время подведения итогов и определения дальнейшей стратегии. Пройдена большая часть творческого пути. Наступает момент кульминации – дуэль между прошлым и будущим. Кто кого?


СПРАВКА

Илья Олегович КОМОВ
родился в 1965 году в Москве. Живописец, член-корреспондент Российской Академии Художеств, автор боле 35 персональных выставок в России и за рубежом. С 2009 года регулярно выставляется во Франции, где в т.ч.  работает над серией портретов известных деятелей французского театра и кино. Работы хранятся в музейных и частных коллекциях, в том числе в собрании экс- Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, лидера партии Индийский Национальный Конгресс Сони Ганди.