ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 9 февраля 2011 года, в среду в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт абонемента № 21 "Ударные дни Марка Пекарского" - "Ивану Соколову - полтинник!"

Исполнители: Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского в составе: Дмитрий ЩЁЛКИН, Игнатий МАТЮХОВ, Ксения КРАСАВИНА, Владимир УРБАНОВИЧ, Елисей ДРЕГАЛИН, Ярослав ШЕВЧЕНКО, Юрий ПОСЫПАНОВ

В программе:
I отделение:
- И. СОКОЛОВ - "В музее первобытного искусства" (2011) (Первое исполнение)
                            - "Марко-космос" (1998)

II отделение
И. СОКОЛОВ - "Светлые и печальные мелодии" (2010) (Первое исполнение)

Очередной концерт абонемента "Ударные дни Марка Пекарского" приурочен к юбилею нашего современника, композитора Ивана Соколова.

Марк Пекарский - об Иване Соколове

Не может быть! …Никогда не поверю, - ведь для меня Иван Соколов был и всегда остаётся взрослым ребёнком. Какой смысл я вкладываю в эти слова? Слушайте.

Ребёнок всегда знает, что делать. Вы скажете: есть, да спать. Совершенно справедливо, но это всего лишь - физиология. Я же говорю об умственной и, главное, духовной жизни, - а она, эта детская духовность, реализуется в игре, в этом, по определению Юрия Лотмана, "виде непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе". Это означает, что пока человек не потерял вкус к игре, как таковой, он всё ещё ребёнок. "Что наша игра? - Жизнь!", - чуть-чуть "поправил" Томского из оперы "Пиковая дама" мой дорогой друг композитор Иван Соколов. Ещё одно его сочинение - тоже об игре: "Игра без начала и конца". Прекратив играть, человек переходит в категорию взрослых и с этого момента перестаёт жить в детском пространстве, то есть он не живёт, а справляет в жизни нужду, - он доживает.

Человек способен добровольно сделать экзистенциальный выбор: сохранить ли в себе детскую непосредственность или принять "взрослые" ценности:

Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! - но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил - и Бог не спас!

"Ужасно стариком быть без седин", - заключает эту грустную историю Михаил Юрьевич Лермонтов. …Как же много я вижу вокруг стариков - и преклонного возраста, и, что особенно печально, совсем молодых! Они разучились играть, их интересуют лишь "продуктивный результат". Уже в 19 лет они рассуждают о пенсии. Увы, совсем немногие сохраняют любопытство и удивление во взоре, совсем немногие сохраняют талант детского восприятия жизни, и Иван Соколов - один из них!

В программе - три сочинения, два из которых будут исполняться впервые.

Аннотация к произведениям - Иван Соколов

"В музее первобытного искусства" для ансамбля ударных инструментов (2011)

Многие согласятся с тем, что когда мы думаем о первобытной музыке, в сознании сразу возникают ударные инструменты. Но не только поэтому это сочинение называется "В музее первобытного искусства". Мне давно уже хотелось передать в музыке то ни с чем несравнимое художественное ощущение, которое я всегда испытываю, оказавшись в залах подобных музеев, например - в первобытном отделе питерского Эрмитажа. Экспонаты невероятно отдалены от нас во времени, и это заставляет нас особенно напряжённо вчувствоваться в смысл каждого дошедшего до нас из глубины тысячелетий информационного сообщения. Вглядываясь в эти как бы "бедные", "примитивные" (лишь по сравнению с позднейшим искусством!) формы, мы становимся сотворцами неизвестных людей, перекинувших к нам своё вдохновение по этому мистическому временному мосту. Интерпретируется это искусство, как правило, наиболее свободно, творчески многообразно. И в этом - его связь с искусством новейшим.

Вот о чём я думал, когда сочинял для ансамбля ударных Марка Пекарского пьесу "В музее первобытного искусства".

"Маркокосмос" (1998) для ансамбля ударных инструментов

В названии этого сочинения легко читается связь с Б. Бартоком ("Микрокосмос") и Дж. Крамом ("Макрокосмос"). Мне хотелось отдать дань почтения М.И. Пекарскому, который вот уже третье десятилетие исполняет всё, что я пишу для ударных инструментов. За годы существования ансамбля возник целый "космос" из произведений, для него написанных. И чтобы как-то передать многообразие этого космоса, я вспомнил свой старый текст (кажется 1989 года, когда рушилось и созидалось много подобных "космосов") и решил проиллюстрировать его звучанием ударных. Здесь, как и во всех почти сочинения для ударных, имеет значение внешний вид инструмента, манера игры на нём. Одним словом - театральный элемент.

"Светлые и печальные мелодии" для ансамбля ударных инструментов (2010)

В этой пьесе меньше (или почти совсем нет) инструментального театра, но зато есть ощущение первозданной формы - круга. А может быть, и совсем другие ощущения - ведь помимо композитора и исполнителей, музыку творят на концерте ещё и слушатели - и каждый по-своему.

СПРАВКА

Иван СОКОЛОВ родился в 1960 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию как пианист (класс профессора Л.Н. Наумова) и композитор (класс профессора Н.Н. Сидельникова), а затем - ассистентуру-стажировку по классу композиции.

В 1986 - 1994 гг. преподавал в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, в ДМШ при Музыкальном училище (композиция, импровизация), с 1988 - 1994) - в Московской консерватории на кафедре инструментовки и чтения партитур. С 1995 года Иван Соколов живёт и работает в Кёльне и Москве. С 2005 года преподаёт на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории, параллельно, с 2006 года - в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс специального фортепиано, ассистент В.М. Троппа), а с 2007 года - на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль). В настоящее время, И. Соколов - доцент Московской консерватории.

И. Соколов ведёт активную концертную деятельность: в 1980 - 90-е гг. - по странам Европы, а с 2002 года выступает с ежегодными концертами в США. Репертуар пианиста необычайно широк: от музыки барокко, классицизма и романтизма, до современных композиций XX и XXI вв. И. Соколов осуществил премьеры произведений Э. Денисова, Н. Сидельникова, Н. Корндорфа и других авторов.

И. Соколов - активный участник музыкальных фестивалей: "Московская осень", "Альтернатива", "Декабрьские вечера" (Москва), фестиваля им. А. Сахарова (Нижний Новгород). Выступал с дирижёрами Г. Рождественским, А. Лазаревым, пианистами М. Аргерих, А. Любимовым, скрипачами Т. Гринденко, К. Блахером, П. Копачинской, виолончелистами Н. Гутман, А. Ивашкиным, Н. Шаховской, певцами А. Мартыновым, Л. Давыдовой.

С 1987 года И. Соколов - член Союза композиторов России. Композиторское дарование И. Соколова признано не только в нашей стране, но и за её пределами. Им создано много камерных сочинений, два музыкально-сценических произведения, опера, около 200 романсов, музыка для хора, для фортепиано, для ансамбля ударных и др. В своих сочинениях композитор использует необычные приёмы звукоизвлечения, нетрадиционную музыкальную лексику. Кроме того, Иван Соколов является автором книг, научных трудов и публикаций.

Компакт-диски музыканта выпущены фирмой Megadisc (Бельгия).

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского.